Андроник ([info]andronic) wrote,
@ 2009-07-12 03:28:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Маленькая страна
Среди российских сериалов последнего времени вниманием критиков незаслуженно обойден один из самых популярных, и при этом, по глубине и многоплановости вполне сравнимый с пресловутыми «Твин пикс». Возрастной диапазон этого сериала поистине ошеломителен. Его смотрят буквально зрители всех поколений – от заставших времена до ВОВ до родившихся уже в путинскую эпоху. И при этом каждое поколение находит в нем свое.

Я думаю, фанаты сериала уже догадались, что речь идет о «Смешариках».

Одной из причин успеха фильма является использование уже многократно опробованного формата, при котором все серии объединены сквозным сюжетом с постоянными героями, но каждая серия повествует об одной законченной истории со своими завязкой, развитием, кульминацией и завершающим аккордом, часто неожиданным, но строго обусловленным логикой происходящего. И, наконец, в сериале есть та самая тайна, надежда на разгадку которой заставляет наиболее вдумчивых зрителей при появлении нового эпизода пристально вглядываться в экран, добавляя к уже сложившимся частям мозаики новые элементы, уточняющие или разрушающие предыдущую версию объяснения происходящего.

У меня тоже есть своя версия, которую я и собираюсь сейчас более-менее аргументированно изложить.

Для начала напомню самые очевидные «непонятности» сериала, начинающие бросаться в глаза при более-менее внимательном просмотре. На мой взгляд, уже простое их перечисление оставляет только одно объяснение. Впрочем, судите сами:

- Во-первых, не совсем ясно, где происходит действие фильма. Мы видим, что в Стране Смешариков в непосредственной близости присутствуют вполне узнаваемый лес средней полосы, пустыня с кактусами, теплое морское побережье, горы и луга. По одной из слышанных мной версий, в ландшафте и климате Страны Смешариков опознается Израиль. Однако многоснежная зима и отсутствие многочисленного населения путает все карты. Вообще, искусственность природы СС бросается в глаза. И в одном из эпизодов авторы фильма явно проговариваются. Однако, об этом позже.

- Во-вторых, довольно странно выглядит структура населяющего Страну социума. Для начала - никто из действующих лиц не имеет семьи. Можно было бы, конечно, предположить, что четверо из пяти взрослых сфероидов – убежденные холостяки (кстати, на примере Пина, откровенно страдающего от отсутствия у него собственных детей, мы видим, что это далеко не так), кроме Бараша, который, не совсем еще взрослый и явно неравнодушен к Нюше. Но вот отсутствие родителей у смешариков-детей более-менее естественными причинами объяснить уже достаточно сложно. Причем, эту очевидную тему никто из персонажей никогда не поднимает. Видимо, детям причина известна, а взрослые стараются их не травмировать тяжелыми, а возможно и трагическими воспоминаниями. Заметим также, что гендерный состав сообщества сильно разбалансирован. А любовь всех без исключения действующих лиц к единственной девочке (Нюше) носит почти истерический характер. Ну и, наконец, ни про кого неизвестно, чтобы они были уроженцами Страны Смешариков. Похоже, все здесь «пришлые».

-В-третьих, отдельно коснемся экономики СС. Заметим, что между членами сообщества совершенно отсутствуют товарно-денежные отношения. Это коммуна, киббуц (еще один привет «израильской» версии). При этом основная часть (а, на самом деле вся совокупность) необходимых услуг оказывается членами сообщества друг другу. В коммуне есть врач и кулинар (Совунья), весьма разносторонний ученый-естественник, компьютерщик и преподаватель (Лосяш), высококлассный техник и инженер (Пин), садовод и огородник, обеспечивающий жителей Страны Смешариков свежими овощами и фруктами (Копатыч). Дети в производстве товаров и услуг на постоянной основе не участвуют («поэта» Бараша в этом отношении, видимо, тоже надо отнести к детям). Также в прямом смысле этого слова не работает «аристократ» Каркарыч (хотя бы по этой причине к этому персонажу стоит приглядеться более пристально). Однако, при всей этой кажущейся самодостаточности, очевидно, что продукция промышленного производства в Стране Смешариков «внешнего» происхождения. Особенно настораживает тот факт, что в целом ряде случаев вышедшие из строя устройства нечем заменить (вспомним эпизод «Телеграф», когда после поломки всех аппаратов новые оказывается взять негде, о закупке речи не заходит, и, похоже, все знают, почему).

- В-четвертых, одна из самых интересных тем – это взаимодействие общества смешариков с внешним миром. На первый взгляд кажется, что такая связь есть. Вроде бы Лосяш принимает какие-то радиосигналы (эпизод «Нобелевка»), Нюше откуда-то присылают журналы мод, а однажды – целый рояль. Но роковым образом все якобы «попытки» действующих лиц выехать из Страны Смешариков по разным причинам или под разными предлогами срываются. Это более чем странно, учитывая то, что у смешариков есть чуть ли не все представимые средства передвижения, вплоть до подводной лодки и «космического корабля» Пина. Единственное исключение - "сын" Пина робот Биби, но даже если верить малоправдоподобной информации о посещении им других планет, ни о каких его контактах с жителями Земли ничего не известно. Космическое путешествие (бывшее ли на самом деле?) Пина с двумя безответственными приятелями Крошем и Ежиком также выходом за пределы Страны Смешариков можно считать весьма условно, так как с другими землянами они не встречались. Наконец, на всем протяжении эпопеи оттуда в Страну Смешариков попадают только два довольно странных персонажа - макабрический клон Лосяша и мелкий жулик Мышарик, которого видит только Нюша, и в этом смысле он ничем не отличается от явно нереального Черного Ловеласа. Не знаю, стоит ли подчеркивать, что нет никаких признаков, чтобы смешарики отправляли бы что-то из производимого ими во внешний мир. Похоже, это делать незачем, а, скорее всего, и некуда.

Думаю, после всего перечисленного все уже ясно. Нам показывают относительно благополучный кусочек пост-апокалиптического мира, а Страна Смешариков – это очень обширное замкнутое убежище, предназначенное для проживания в нем выживших. Скорее всего, судя по размерам, убежище было рассчитано для значительно большего числа обитателей, но обстоятельства катастрофы помешали остальным потенциальным «резидентам» до него добраться. В одном из эпизодов сериала природа объекта «СС» открывается прямым текстом, когда Ежик с Крошем достигают на лодке «конца мира», и «море» неожиданно заканчивается, под геометрически правильным прямым углом обрываясь вниз.

Описанный профессиональный состав взрослых наводит на мысль, что они были специально собраны и помещены в убежище загодя для подготовки его к рабочему функционированию, и только дети оказались там случайно, перед этим лишившись родителей. Кстати, как раз по детям можно довольно точно определить, сколько времени прошло с момента катастрофы. Судя по поведению и степени самостоятельности Крошу, Ежику и Нюше около четырнадцати лет. Барашу, видимо, в районе семнадцати. И как раз по нему проходит граница между жизнерадостными детьми и явно нервно и психологически нездоровыми взрослыми, которым в этом смысле Бараш, увы, брат по несчастью. Вернее всего предположить, что младшие дети в момент катастрофы были еще настолько малы, что мало что смогли понять, но на тех, кто был хотя бы чуть постарше, происходяще обрушилось во всем его ужасе. Таким образом, Конец Света случился десять-двенадцать лет назад.

«Нефункциональный» Каркарыч, явный руководитель колонии – скорее всего, владелец убежища, спонсор и организатор проекта по его постройке. Он, кстати, из взрослого населения колонии выглядит и наиболее психически устойчивым, в отличие от других взрослых, которые часто проявляют признаки нервных расстройств и меланхолии. Здесь можно вспомнить и совершенно ненормальные грезы Лосяша о том, что он бабочка (эпизод "Лосябочка"), и его видения инопланетян с Плутона. И попытки Копатыча покинуть колонию в наркотическом бреду (эпизод "Мед"), чуть не закончившиеся его гибелью. И многочасовой ступор Совуньи после гибели ее книги записей, содержавшей алгоритмы решения больших и мелких проблем, возникающих в специфических условиях Страны Смешариков.

Особенно трагичен образ главного механика и инженера Страны Смешариков - Пина. На нем лежит самая тяжелая и ответственная функция – поддержание ВСЕХ механизмов Страны Смешариков в рабочем состоянии. Нетрудно догадаться, что при этом речь идет не только и не столько о «подводной лоде», утюгах и часах, а обо всей системе жизнеобеспечения «космического корабля», которым является сама Страна. В этом контексте становится понятна его истерика после падения метеорита (эпизод "метеорит"), а также психологически объяснимо, почему он, создав почти невероятное по совершенству искусственное существо - Биби, не наделил его речевым аппаратом (эпизоды с Биби). Ведь он создавал сына по своему образу и подобию, а ему самому, похоже, обо многом приходится молчать, чтобы помогать поддерживать тщательно культивируемое беззаботное настроение у остальных жителей колонии.

Смешарики поддерживают для себя и друг для друга иллюзию связи с несуществующим, или, по крайней мере, недоступным, внешним миром. При этом стоит заметить, что малейшие признки появления тоски по внешнему миру пресекаются всеми возможными способами. В этом смысле показательны два эпизода ("Мисс Вселенная" и "Нобелевка"), в которых сюжет раскручивается примерно одинаковым образом: сначала один из персонажей (в одном эпизоде Нюша, в другом - Лосяш) мечтает о том, какие возможности для самореализации, славы и успеха создал бы для него "внешний мир" (существуй он на самом деле), но затем какие-то обстоятельства дают герою понять, что наилучшим местом для его душевного равновесия может быть только Страна Смешариков и замечательное общество, сложившееся в нем. Катастрофа при этом не упоминается. Однако, в эпизоде "Мисс Вчселенная" Каркарыч проговаривается, торжественно объявляя об отделении Вселенной Смешариков от остальной Вселенной. В его заявлении, правда, это отделение преподносится как собственный выбор смешариков, но тут уже вспоминается басня о лисе и винограде.

Чтобы не сойти с ума, персонажи фильма играют в Страну Смешариков, придумывают для себя и детей «звериные» имена, и более или менее терпеливо ждут, надеясь на благополучный исход в обоих смыслах этого слова.

А пока сериал продолжается.



(49 comments) - (Post a new comment)


[info]kabysdoh
2009-07-12 04:42 am UTC (link)
Интересный вариант.

(Reply to this)


[info]frolin
2009-07-12 05:42 am UTC (link)
Какая красивая и страшная интерпретация :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]kabysdoh
2009-07-12 06:01 am UTC (link)
Ну могут быть и другие.

Итак факты(дополнительно к начальным):
1. СС искуственно созданный мир
2. Данный мир расчитан на намного большее количество жителей чем в нем живет.
3. Данный мир все время меняется(например неизвестно откуда взявшиеся бочки с отходами)
4. В данном мире законы физики действуют скажем так весьма избирательно(все те-же бочки транспортируемые на воздушных шарах)

Вывод Страна Смешариков это виртуальное пространство(скорее всего для детей подростков) на бета-тестировании.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]frolin
2009-07-12 06:10 am UTC (link)
Может быть это виртуальная школа или детский сад. А часть персонажей ИскИн-ы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_piliulkin
2009-07-12 07:09 am UTC (link)
Есть вариант ужаснее. Как известно, "сферический конь в вакууме" - наиболее удобная для расчетов фигура. Видимо в будущем, для удобства проектирования машин, пошива одежды и т.д. человеческие тела будут генетически изменены и приведены к единой шарообразной форме. Также часть людей получит гены лосей, баранов, пингвинов... с самыми разными целями. Мир при этом станет куда более безлюдным... люди будут жить очень долго, не стареть - но и не размножаться... И основной вопрос, который будет их занимать - в чем смысл жизни???

Смешарики - это всего лишь "воспоминания о будущем"!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]frolin
2009-07-12 07:41 am UTC (link)
>Видимо в будущем, для удобства проектирования машин
Для увеличения поверхности тела, которая используется для получения солнечной энергии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ferneregenbogen
2009-07-12 08:54 am UTC (link)
сферическая форма тела, напротив, служит для уменьшения поверхности тела при том же объеме :)
для снижения потерь тепла, к примеру. или просто "для порядку" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]frolin
2009-07-12 09:01 am UTC (link)
Торможу :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]andronic
2009-07-13 10:37 am UTC (link)
Во-во.
Я тоже подумал.
Помню, когда первый раз услышал выражение "сферический конь в вакууме" подумал:
"С точки зрения сохранения тепла - разумно." :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ferneregenbogen
2009-07-13 11:09 am UTC (link)
у сферического коня непонятно, как определить направление движения (в смысле, куда он поскачет)

(Reply to this) (Parent)


[info]inko_gnito
2009-07-13 07:56 am UTC (link)
да-да-да! а еще анализ заставки показывает, что мир был создан самими смешариковцами - он рисуется там с чистого листа. Думаю это метафора, такая же, как строительство ковчега Ноем.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]andronic
2009-07-13 10:38 am UTC (link)
Ага.
На мою версию ковчега очень даже работает.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]inko_gnito
2009-07-13 11:03 am UTC (link)
почему только каждой твари не по паре? они там все одиночки. или наука сделала большой шаг вперед и надеется их скрестить в конце?

(Reply to this) (Parent)


[info]ma79
2009-07-12 06:58 am UTC (link)
То что события в сериале часто повторяют сюжеты известных в 20веке кинофильмов говорит скорее в пользу генератора виртуальной реальности, см. "Лабиринт смерти" Филипа К.Дика, тогда СС можно считать забавой которой предаются застрявшие на орбите вокруг мертвой планеты обитатели космического детского сада

(Reply to this) (Thread)


[info]frolin
2009-07-12 09:12 am UTC (link)
Почему мертвой то ? Пессимист?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ma79
2009-07-12 09:24 am UTC (link)
потмоу что если бы планета была живая. они бы на нее высадились

(Reply to this) (Parent)


[info]ma79
2009-07-12 09:25 am UTC (link)
ниже кстати авторитетный отечественный писатель также близко к тексту пересказал фабулу уже упомянутого мной "Лабиринта смерти" Дика

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_piliulkin
2009-07-12 06:37 pm UTC (link)
Увы, не читал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ma79
2009-07-12 07:14 pm UTC (link)
очень рекомендую, одна из главных (несмотря на трэшевое название) книг Дика
и один из лучших примеров описания несуществующей религиозной концепции в НФ

(Reply to this) (Parent)


[info]dr_piliulkin
2009-07-12 07:04 am UTC (link)
А я думаю, не все так ужасно. Это не постядерное убежище, а мир-ковчег, летящий к другим звездам и несущий в своем чреве спящих в анабиозе колонистов. Путешествие продлится много поколений. Сейчас взрослые смешарики поддерживают летяший сквозь космос мир в порядке. Потом их место займут повзрослевшие Крош, Ежик, Нюша... а место детей займут новые, разбуженные дети (они явно сейчас спят в анабиозе).

Почему у Смешариков нет семей? Как они размножаются? Да это же элементарно - никак! Дабы из-за жестоких космических излучений не начались мутации.

Почему они делают вид, что живут на Земле? Да чтобы не сойти с ума от ужаса космических бездн.

Есть ли радиосвязь с внешним миром? Ну разумеется. Потому радио и работает...

Кто такой на самом деле Биби? Робот-ремонтник и разведчик, изучающий миры окрест.

Были ли "инопланетяне с Плутона?" Были. Высаживались, когда корабль-ковчег пролетал мимо Плутона...

Примерно так. Оно оптимистичнее выходит. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]frolin
2009-07-12 07:44 am UTC (link)
Если ковчег - то что стало с home wordld-ом (как это кстати по русски? )

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dr_piliulkin
2009-07-12 06:39 pm UTC (link)
Погиб. От экологической катастрофы. О которой и напоминают бочки с отходами...

(Reply to this) (Parent)

Мозгосъедающе
[info]permea_kra
2009-07-12 09:56 am UTC (link)
http://lurkmore.ru/%D0%A1%D0%9F%D0%93%D0%A1

(Reply to this)


[info]ferneregenbogen
2009-07-12 10:48 am UTC (link)
Ни тени догадки не шевельнулось в моей голове, пока не залезла под кат :)
Одно осталось непроясненным - смысл этого сериала? В чем смысл создания обычными людьми из обычного мира такого подробного повествования? Кажется, если подходить к этому столь серьезно - то должно быть и объяснение :)

(Reply to this) (Thread)


[info]andronic
2009-07-12 11:29 am UTC (link)
Ну как в чем смысл?
В изображении обычных характеров в необычных обстоятельствах, вестимл.
Этих фильмов про людей в бункерах и убежищах после ядерного дизаста уже столько наснимали, что и спрашивать "зачем" уже как-то странно :)

(Reply to this) (Parent)


[info]saccovanzetti
2009-07-12 12:40 pm UTC (link)
Каждую неделю с 8 до 9 утра в субботу "Смешарики" в английском переводе ("Gogoriki") идут по американскову каналу CW (проект CBS и Warner Brothers).

(Reply to this) (Thread)


[info]anton_rau
2009-07-12 12:57 pm UTC (link)
В немецком варианте они зовутся Kikoriki.
http://www.kikoriki.de/

(Reply to this) (Parent)


[info]_hog_
2009-07-12 02:15 pm UTC (link)
Мир Смешариков (как и мир Винни-Пуха, например) находится в голове ребёнка. с его сожительствющими нелогичностями, наивностью, и местами абсурдностью.
В Смешариков просто кто-то играет, а игре не нужна стройная экономика, гендерное равновесие и прочие сложности.

(Reply to this) (Thread)


[info]tarkhil
2009-07-12 05:58 pm UTC (link)
... такой анализ обломал...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_hog_
2009-07-12 06:39 pm UTC (link)
вот если бы он хотя бы как-то иронично правдоподобным, типа
http://burrarum.livejournal.com/52354.html
ни слова бы ни написал =)

(Reply to this) (Parent)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!
[info]xeus_top_98
2009-07-12 03:47 pm UTC (link)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
Пройди обновленный тест - узнай сколько стоит реклама в твоем блоге.

(Reply to this)


[info]copypastor
2009-07-12 05:15 pm UTC (link)
Аплодирую стоя!
Хотя, недавний разбор Алисы Селезневой доставил побольше

(Reply to this)


[info]niffelheim
2009-07-12 09:12 pm UTC (link)
Спасибо, неплохо)

(Reply to this)


[info]ammosov
2009-07-13 09:28 am UTC (link)
Но откуда же туда приплыл мусор...?

(Reply to this) (Thread)


[info]andronic
2009-07-13 10:35 am UTC (link)
Что-то могло быть отходами работы самой Страны Смешариков. Система утилизации дала сбой и вот такая фигня получилась.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ammosov
2009-07-13 10:37 am UTC (link)
Вулкан вот только в схему не ложится. Очень уж энергоемкий.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]webeaver
2009-07-13 08:21 pm UTC (link)
вулкан состоит из небольшой термоядерной установки, вентилятора и магнитофона

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ammosov
2009-07-13 08:37 pm UTC (link)
Все равно очень энергоемко выходит.

(Reply to this) (Parent)


[info]belka_for_you
2009-07-13 10:15 am UTC (link)
Могу вас разочаровать: художникам , работающим в "Смешарах" ничего подобного в голову не приходило и не придет. Я одно время работала на студии, когда "Смешарики" только зарождались. Всем хотелось сделать добрый детский мультик с нелимитированной анимацией и ясным сюжетом.

(Reply to this) (Thread)


[info]andronic
2009-07-13 10:21 am UTC (link)
Ага, так Вам все как есть и сказали :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]webeaver
2009-07-13 08:22 pm UTC (link)
они обманывают сами себя, как печально

(Reply to this) (Parent)


[info]kabysdoh
2009-07-14 04:39 am UTC (link)
У них отлично получилось.

А такие развлечения с интерпретаций это уже показатель успеха мультика у взрослых :)

(Reply to this) (Parent)


[info]ru_blogi
2009-07-14 03:30 am UTC (link)
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/etc/130709/472).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Надеемся, количество ваших читателей и популярность вашего блога после публикации в нашем журнале увеличатся.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.

(Reply to this)


[info]childrenslyness
2009-07-14 01:08 pm UTC (link)
у автора явно слишком много свободного времени, Вашу бы энергию да в мирных целях)))

(Reply to this)


[info]virtuozzo
2009-07-17 11:02 am UTC (link)
отлично постебался, узнаю старика Крупского !!! - за 15 лет ни капли не утратил квалификацию :)
главное все-таки удержаться от обсуждения собственного стеба всерьез :)

(Reply to this)


[info]vova_aka_quass
2009-07-19 06:28 am UTC (link)
В одной из серий ёжик говорит, что мир как будто придумали и за ними кто-то всё время наблюдает.

(Reply to this)


[info]ping_ving
2009-08-07 05:17 am UTC (link)
Карыч - откровенно ведь [отставной] офицер ГБ.
Копатыч - махра или танкист, тоже отставник.

(Reply to this)


[info]maximkoo
2009-08-07 05:47 am UTC (link)
У зайца и Волка из "Ну погоди" тоже нет семей! Какая жуткая Вселенная - и ещё этот вездесущий Бегемот, он ведь тоже что-то означает...

(Reply to this)


[info]dmitry_kozyrev
2009-08-07 10:09 am UTC (link)
>В этом смысле показательны два эпизода ("Мисс Вселенная" и "Нобелевка"), в которых сюжет раскручивается примерно одинаковым образом:

И еще - Ежик который хотел поехать на Олимпиаду по куличикам! :))

Кстати в одном из эпизодов фигурирует скелет смешарика (круглая черепушка) - так что выжили похоже не все.

(Reply to this)


(49 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…