Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Category:

История Андроника Комнина, рассказанная andronic’ом

Два года назад, заводя журнал в ЖЖ, я собирался назвать его иначе. Однако, попытавшись ввести выбранное имя, обнаружил, что оно уже занято. Мои хитрые попытки поставить в разных местах подчерки или сделать некоторые буквы заглавными к успеху не привели.
Уже отчаявшись, я отчего-то вспомнил имя Андроника Комнина, о котором как раз в это время читал у Васильева в «Истории Византийской империи» , и завел набор символов: andronic.
После чего ЖЖ сообщил мне, что журнал создан.

С тех пор, то ли Комнин стал преследовать меня, то ли, что более вероятно, я сам в ежедневном информационном вале стал выделять сообщения об этом человеке.

Чаще всего Андроник упоминался, как некий византийский аналог Калигулы, хрестоматийный пример правителя, погрязшего в бессмысленной жестокости и кровавом самодурстве. Если даже эта оценка в чем-то и верна, непонятно, почему не вспомнают о других ипостасях этой очень яркой и разносторонней личности, прожившей долгую и интересную жизнь - Андронике – Дон Жуане, Андронике – Монте-Кристо, Андронике – Иване Грозном, Андронике – Робин Гуде и т.д. (А фоменкианцы нашли за личиной Андроника Комнина … самого Христа ).

Долгое время я не знал, что мне делать с этой несправедливостью, пока makkavity своим рассказом о Владе Цепеше не подсказал простое и очевидное решение.

Предлагаемый ниже рассказ об Андронике не претендует на научность или на какие-то особые художественные достоинства. Он, конечно, же тенденциозен, и необъективен, и отражает мое личное отношение к главному герою. Хотя – это я должен сказать определенно – в нем нет ни слова вранья, а если я что-то додумываю, то так об этом и говорю.
Одним словом, это просто

ИСТОРИЯ АНДРОНИКА КОМНИНА, рассказанная andronic’ом.

Посмотрев внимательно, откуда берутся сведения о нашем герое, впору дивиться не людоедской репутации Андроника, а, наоборот, тому, что из написанного о нем при непредвзятом рассмотрении складывается вовсе не столь однозначный образ.

В самом деле, автор основного источника информации об Андронике Комнине, в котором довольно подробно описывается практически вся его жизнь, Никита Хониат, именно во время правления Андроника при не совсем понятных обстоятельствах, но явно вопреки желанию, был отставлен от государственной службы и вернулся к ней только при императоре Исааке Ангеле.
Другой автор, также современник Андроника, Киннам, в своем труде о правлении императоров Иоанна и Мануила Комнинов в подробностях рассказывающий о времени, предшествующем заключению Андроника в тюрьму, воевал против него в рядах мятежников, и, видимо, после подавления бунта был вынужден скрываться.
Наконец, третьим наиболее цитируемым источником информации об Андронике является труд о взятии Константинополя крестоносцами французского дворянина, участника Четвертого крестового похода, Робера де Клари. Непонятно, как вообще можно опираться на этот текст, в интересующей нас части крайне невразумительный. Информация об Андронике у де Клари явно из третьих рук, он валит в одну кучу события, происходящие в разное время и в разных местах, приписывает участникам этих событий поступки и слова, которых они просто не могли делать и говорить, и, наконец, даже самого героя называет не Андроником, а «Андромом». Но в чем де Клари уверен на все сто, так это в том, что такой франконенавистник, как Андроник Комнин, очевидно, редкостный злодей.

Остальные исторические упоминания об этом человеке – у Вильгельма Тирского, в некоторых венецианских источниках и в русских Никоновской и Ипатьевской летописях - куда более отрывочны, и куда менее подробны. Кроме того, из-за досадной склонности византийской знати того времени называть детей крайне ограниченным набором имен (Иоанн, Алексей, Константин, и, в частности, Андроник) не всегда можно понять, о том ли человеке идет речь.

Ах да, забыл еще один источник. В одном из упоминаний об Андронике я обнаружил сказанное между делом: «тогда же Андроник Комнин принял ислам». Подивившись тому, что столь важный факт биографии моего героя упоминается далеко не всеми пишущими о нем, я решил докопаться до первоисточника. И таки нашел его: им оказался труд под названием просто «Путешествие» некоего Ибн Джубайра, где этот араб ухитряется перепутать Андроника не только с его старшим братом, но и с сыном, а также описывает взятие мусульманами Константинополя… в XII веке! Мечтать, как говорится, не вредно. Однако вызывает недоумение слепое следование современных историков такому «свидетельству».
Видимо, они, как и де Клари, считают, что всякая гадость, сказанная про Андроника – непреложная истина, и должна приниматься безо всякой критики.

Все историки и писатели, упоминавшие впоследствии об Андронике, включая немного повернутого на теме любовных связей француза Шарля Диля , и уже названного русского исследователя Византии Васильева , и высоколобого итальянца Умберто Эко с его «Баудолино» , и всех остальных, пользовались, в конечном счете, этим весьма ограниченным количеством трудов нескольких авторов, либо относящихся к Андронику безразлично, либо его откровенно не любящих.
Однако, даже при том, что и младший Хониат, и Киннам, и де Клари, и некоторые другие имели на Андроника изрядный зуб, те же авторы вынуждены сообщать о нем и о его деяниях сведения, вызывающие уважение и даже изумление. Причем, если Киннам сквозь зубы отдает должное только энергии и физическим данным моего героя, то Никита Хониат, увлекшись, описывает законотворчество Андроника с таким восторгом, что можно подумать, будто речь идет о ныне царствующем правителе. Надо полагать, что годы, проведенные вдали от захваченного крестоносцами Константинополя, заставили Хониата всерьез пересмотреть баланс положительных и отрицательных сторон жизни и деятельности Андроника.

Ну, и ко всему вышесказанному, обращу внимание на тот факт, что не в пример английским королям, после Ричарда III остерегавшимся называть наследников этим именем, по крайней мере, у самих ромеев имя Андроник отрицательных эмоций явно не вызывало. Андроник был первым монархом с этим именем на византийском престоле, а после него были и Андроник II и Андроник III и т.д.

Но пора заканчивать с этим затянувшимся вступлением, и приступить, собственно, к рассказу о нашем герое.

1. Потомственный «царёв братан»

Андроник Комнин происходил из императорской династии Комнинов, правившей в державе, ныне известной нам как Византия (сами византийцы называли ее «Ромея», то есть «Рим»), с конца одиннадцатого века. По общепринятому мнению, первым двум императорам из этой семьи – Алексею I и Иоанну II удалось восстановить пошатнувшееся могущество империи, укрепить границы, пополнить разоренную казну, усилить армию и флот державы. Эти двое, не в пример последовавшим за ними ромейским самодержцам, вполне соответствовали времени и месту, которые занимали. (К сожалению, такие правители нечасто случаются в любой стране.)

Андроник был сыном родного брата базилевса Иоанна – Исаака Комнина. В свое время этот Исаак сыграл ключевую роль в восхождении Иоанна на престол. Однако, через некоторое время Иоанн заподозрил брата в намерении самому стать императором, и Исааку пришлось бежать из страны. В скитаниях он провел изрядную часть жизни.
Известно, что у Исаака было как минимум трое сыновей. Об одном из них неизвестно вообще ничего, даже имя. Другого – самого старшего из братьев звали как императора Иоанном. От Исаака он унаследовал как большие способности, так и отцовскую обиду на неблагодарного венценосного родича. Однажды, во время битвы с турками при Неокесарии, в момент, когда чаша весов уже явственно склонилась на сторону ромеев, император заметил, что под итальянским рыцарем, служащем в его армии, ранили коня, и приказал тезке-племяннику отдать своего великолепного жеребца итальянцу. Иоанн выполнил его приказ, и тут же пересев на коня одного из своих слуг, в бешенстве, помчался с копьем на перевес в сторону турок. Не доехав до противника несколько шагов, он, неожиданно и для друзей, и для врагов, перевернул копье древком вперед, снял шлем, и попросил у терпящих поражение турок принять его к себе.
Вместе с турками уехав в Иконийский султанат, Иоанн женился на дочери султана Камеро, принял ислам и с тех пор до самой смерти прожил у турок. В этой истории он уже не появится, и можно было бы о нем забыть. Замечу только, что несколько столетий спустя правители Османской империи утверждали, будто их легендарный предок Осман приходился отуречившемуся Иоанну Комнину правнуком по мужской линии (через сына и внука Иоанна Солиман-шаха и Эртогрула). Таким образом они обосновывали, ни много, ни мало - свои права на константинопольский престол. Впрочем, верить в это серьезных оснований нет.
Также известна по крайней мере одна сестра Андроника - Елена, ставшая второй женой овдовевшего Юрия Долгорукого, и внесшая свой вклад историю в виде сына, впоследствии прославившегося как Всеволод Большое Гнездо. Таким образом, в жилах и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и всех московских царей до сына Грозного царя Федора Иоанновича текла царственная кровь Комнинов.

Андроник был средним братом из троих сыновей Исаака. Год его рождения указывается в диапазоне с 1120 по 1124. О его матери неизвестно ничего. Октавиуш Юревич в своей книжке из неких косвенных фактов делает предположение, что она была русской. (Впрочем, этот автор, пожалуй, чересчур увлекается домыслами занимательности ради).
В отличие от Иоанна он с детства воспитывался в Константинополе со своим двоюродным братом, будущим императором Мануилом. Андроник и Мануил были сверстниками, они вместе играли, вместе изучали премудрости богословия, истории и юриспруденции, латыни и греческого, а также обучались искусству фехтования. Определенно, отношения между ними до конца жизни были близкими. Оговоримся только, что близость может быть не только между друзьями, но между заклятыми врагами. Историю жизни Андроника Комнина можно рассказать и как историю превращения дружеского соперничества в смертельную вражду.

Еще с ранних лет, когда способности мальчиков только начинали проявляться, придворные стали в пол-голоса поговаривать о том, что брат наследника смотрелся бы на престоле, пожалуй, лучше, чем сам Мануил.
Андроник был выше его ростом, черты лица у него были более благородными, голос более глубокий. Наконец, у Мануила была еще одна причина, чтобы на всю жизнь заболеть комплексом неполноценности, и завистью к Андронику. В отличие от вполне белокожего брата, Мануил был чудовищно, почти до черноты, смугл. В сочетании с фамильными светлыми волосами, он выглядел как негатив.

Позже, когда дети выросли, выяснилось, что Андроник также обладает острым умом, хорошей памятью и незаурядным чувством юмора: его эпиграммы быстро разлетались по столице. Его образование по тогдашним понятиям было превосходным. Он был известен, как один из лучших фехтовальщиков в известной части мира. Наконец, было бы ошибкой сказать, что он следовал моде. Андроник сам был законодателем моды не только в Константинополе, но и для всей Европы. (Впрочем, что тогда в смысле моды Константинополь был, тем же, что сейчас Париж, так что, ничего удивительного в этом нет). С юности Андроник сознательно и старательно поддерживал свое тело в безупречной форме. Он весьма умеренно ел, и редко употреблял спиртное. Когда же ему случалось злоупотребить выпивкой или закуской, он компенсировал ущерб усиленными тренировками и постом.
Неудивительно, что многие рассматривали его как кандидата на царский престол.
Тем более, что когда в 1143 году Мануил взошел на трон, его политика многим не понравилась.

Продолжение следует
Subscribe

  • Три сосны

    На протяжении всего моего пребывания в ЖЖ наблюдаю людей, которые плутают в трех соснах. Никак не могут понять, как соотносятся - гражданство и…

  • Геополитические причины Троянской войны

    В комментариях к прошлому посту спрашивают: "И кто их [древнегреческие мифы] знал? Остановите каждого первого да спросите, из-за чего началась…

  • Сторож брату

    Увидел у Сергея Шмидта: "— Брат Дмитрий скоро воротится? — сказал Алеша как можно спокойнее... — Почему ж бы я мог быть известен про Дмитрия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

  • Три сосны

    На протяжении всего моего пребывания в ЖЖ наблюдаю людей, которые плутают в трех соснах. Никак не могут понять, как соотносятся - гражданство и…

  • Геополитические причины Троянской войны

    В комментариях к прошлому посту спрашивают: "И кто их [древнегреческие мифы] знал? Остановите каждого первого да спросите, из-за чего началась…

  • Сторож брату

    Увидел у Сергея Шмидта: "— Брат Дмитрий скоро воротится? — сказал Алеша как можно спокойнее... — Почему ж бы я мог быть известен про Дмитрия…