Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Несчастный принц Гаутама

Наткнувшись у Дениса yatsutko на некролог Будды, я сначала несколько опешил, но потом, прочитав его, немного успокоился. Явной апологетики там нет, разве что слабое сочувствие.
Тем не менее, все былое в отжившем сердце ожило:

Мое знакомство с буддизмом, как и у многих других, произошло в институте, где я впервые нос к носу столкнулся с живыми людьми, всерьез уверяющими, что они буддисты. Среди них не было бурятов, или вообще монголоидов, это были мои сверстники вполне европейской внешности, веселые и по сравнению со мной, провинциалом, много знающие.
Из их ответов на мои вопросы, о том, что же все-таки такое этот неведомый буддизм, складывалась не совсем понятная, но очень симпатичная картинка религии добрых и дружелюбных людей, не причиняющих вреда живому, не требующих от окружающих обязательного принятия их убеждений, и то ли в шутку, то ли всерьез стремящихся к некоему «просветлению», после которого человек забирается уже на такую немыслимую духовную высоту, что становится уже окончательно и абсолютно свободен от всех бед и ограничений данной нам в ощущениях реальности.
Некоторые из этих «миссионеров» даже утверждали, что буддизм вовсе и не религия, так как Бога в ней нет. А какая же религия без Бога? По их словам оказывалось, что речь идет о способе весело и полноценно жить в нашем мире, не «заморачиваясь» на некоторое его (мира) несовершенство.

Объяснения были интересными, но неудовлетворительными. Мне хотелось добраться до аксиоматики этого учения. Понять, откуда же берутся эти замечательные выводы, о которых мне так радостно рассказывали новообращенные.

Я не буду здесь рассказывать, каким образом я добрался до первооснов.
Достаточно сказать, что в коротком эссе Дениса Яцутко они изложены верно:

«Вещи, которые он (принц Гаутама Шакьямуни – andronic) понял, просты до полного безобразия, до без-образия, и именно поэтому простое их прочтение и изложение мало что даёт, разве что - заинтересованность. Чтобы понять, надо понять самому, надо "въехать", т.е. стать Буддой, просветлённым. Тем не менее, вот эти истины: всё есть страдание; причина страдания - вожделение; освобождение от вожделения ведёт к освобождению от страдания; к достижению этого освобождения ведут мнение, мышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и созерцание. Конечная цель пути - паринирвана, полное освобождение, несуществование. Казалось бы - а что тут такого сложного? Сунул голову в петлю - и все дела. Но нет: самоубийство - порождение страсти, порождение сильнейшего желания немедленного освобождения, а следовательно - страдание и оковы. Проповедь Будды же - проповедь полной свободы, свободы от всего, совершенного освобождения:
Есть одно лишь страдание, нет того, кто страдает.
Нет того, кто существует, есть одно лишь существование.
Есть нирвана, но нет того или той, кто взыскует её.
Есть путь, но нет того или той, кто идёт по нему.»

Именно так. Мы видим мрачное и жизнененавистническое учение, в основе которого лежит убеждение в том, что МИР-ДЕРЬМО и, одновременно, МОРОК.

Мир – тюрьма, стены которой – орудия пытки. Бегство из этой тюрьмы посредством самоубийства невозможно, ибо ты просто окажешься в другой камере, где пройдешь весь курс истязаний заново.
Есть ли спасение от этого ужаса?
О да, безусловно, есть. Чтобы разорвать колесо сансары, надо перестать хотеть и чувствовать. Ты должен перестать вожделеть всего: вина, насилия, извращений…
«Как это славно и возвышенно!» - «Алё, список еще не кончился».
Еще ты должен перестать сострадать, ибо сострадание – тоже страсть, а подверженный страстям далек от нирваны. Ты не должен совершать зла, но и не должен совершать добра, ибо всякое деяние, и доброе, и злое, отбрасывает тебя от нирваны, как бы близко ты к ней не подобрался. Ты должен перестать любить родителей, родных, друзей, детей.
«Но как же…» - «Не боись. Было бы о чем жалеть.»
Ведь все это иллюзия – майя. Ты спишь и видишь кошмарный сон. Вернее, нечто спит, и видит сон, будто есть Ты и видишь кошмарный сон. Вернее НИЧТО видит сон, будто нечто спит и видит сон, будто есть Ты и видишь кошмарный сон…

Какой же больной и страшной, должно быть, была жизнь людей, которые продумали и приняли эту жуткую религию!
Что должно было с ними стрястись, что они радостно соглашались признать все радости жизни несущественными, неважными по сравнению со всеобъемлющим страданием, которое по их новому убеждению и является и ЖИЗНЬЮ и МИРОМ?
Какие несчастья навалились на миллионы людей, живущие на огромной территории, что они прекрасное лицо любимой и улыбку своего ребенка стали считать наваждением, от которого надо срочно избавиться, чтобы погрузиться в единственно милое сердцу АБСОЛЮТНОЕ НЕБЫТИЕ?

Кто-то скажет, что известные ему буддисты вовсе не эти несчастные и злобные страдальцы, а вполне жизнерадостные люди, для которых и есть любовь, и добро.
Что ж, значит, степень их буддизма невелика. Ведь и в христианстве один может ходить в церковь по всем религиозным праздникам, читать наизусть «Отче наш» и даже «Нагорную проповедь», с точностью до буквы. А другой говорит, что он православный, потому как его предки всю дорогу были православные, а также он верит, что «кто-то ведь все это создал».
Но крайне тяжело найти человека, живущего непосредственно по евангельским заповедям (и слава Богу!).

Сказать про тех буддистов, что они не буддисты вообще, значит исключить из буддистского «чина» всех последователей Гаутамы, за исключением, может быть, дву-трех сотен окончательно упертых, и может быть, нескольких тысяч монахов, которые, не живя прямо по заповедям, считают, что следовать им надо. Остальные живут, как могут, воспринимая свою религию как часть традиции, переваренную десятками поколений, выхолощенную, приспособленную к насущным требованиям жизни.

И я согласен признавать огромный вклад буддистской цивилизации в мировую культуру.
Жизнь победила, вырвав у змеи ядовитые зубы и сделав из них бусы.

А тебе, несчастный принц Гаутама, я могу сказать только одно:
Все тебе было показано. Но ты так ничего и не понял.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments