Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

5 тем. Тема первая: "Курган"

Когда я понял, о чем меня спрашивают, со дна моего сознания всплыл вопрос, который я в свое время задавал, и ответ на который так и не получил: «Когда же все-таки появились первые курганы?»
Понятно, что на пустом месте такой вопрос не возникает. Должна быть какая-то предыстория.

Начать надо, наверное, с того, что курган - это не совсем холм, вернее, не только холм.
Курган – это насыпь над захоронением. Всякий мало-мальски образованный человек помнит, что курганы насыпали в давние времена, и, в основном, это делали степные жители. Поскольку курган – сооружение довольно трудоемкое, он громоздился не над всякой могилой, а только над захоронением вождей и героев. Людей попроще, судя по всему, банально закапывали в землю. Обычно вместе с уважаемым трупом в гробницу помещались также разнообразные вещи, которые могли бы ему понадобиться в загробном мире: оружие, одежда, еда - видимо, на первое время, пока он там освоится, нередко туда же отправлялся любимый конь покойника. В захоронениях особо именитых мертвецов могли оказаться, также и другие люди: рабы и наложницы, должно быть, при жизни неосторожно угодившие умершему, что он с ними не захотел расставаться и после смерти.

А теперь, собственно, история.
Однажды, от нечего делать, глядя краем глаза по каналу History подряд два фильма – один про украинские (?) курганы, а второй – про постройку пирамиды Хеопса, я обратил внимание на одно обстоятельство, которое мне раньше не приходило в голову…
…Э, нет. Не на то, что курганы и пирамиды имеют много общего. Это-то, как раз, общее место. Еще в школе я для себя заключил, что пирамиды – это как бы высшая стадия кургана, его апофеоз, достигнутый в результате многих тысячелетий приближения к совершенству.
Это предположение тогда вполне укладывалась в мое детское представление об истории человечества, в которой неумолимый прогресс ведет от более простых форм к более сложным, от достижения к достижению, через тернии сами знаете куда.
Так вот, в фильме о курганах вскользь было упомянуто, что самые древние курганы датируются то ли первым, то ли вторым тысячелетием до нашей эры. А в следующем фильме называлась приблизительная дата постройки пирамиды Хеопса – 2170 год до Р.Х.

Откровенно говоря, я несколько усомнился в том, что я все правильно понял, и решил поискать в Интернете. Не буду воспроизводить здесь конкретные результаты своих поисков. Ну, хотя бы потому, что я их давно забыл. Но окончательный итог был однозначным: курганы старше четырех тысяч лет многомудрый Рамблер находить отказывался наотрез.
Таким образом, получалось, что самая великая из пирамид была сработана ДО появления первого самого захудалого курганчика. «Уж не пародия ли он?» - подумал я.

Одним из возможных признаков, позволяющих определить, имея два предмета, где оригинал, а где подражание, является наличие у обоих объектов ряда совпадающих атрибутов, которые, однако, у одного имеют смысл и функцию, у второго же (стало быть, копии) бессмысленны. Так, например, даже не сведущий человек поймет, увидев торчащий из соломенного самолета бамбуковый пулемет, не умеющий стрелять, что это аборигены Полинезии для нужд своей карго-религии скопировали вид американского самолета, а не штатовские инженеры, подивившись папуасской мудрости, стибрили у них форму летательного аппарата.

Аналогично, непредвзято посмотрев на курган и пирамиду Хеопса, нетрудно понять: наличие огромной сверкающей на солнце блямбы, набитой материальными ценностями и торчащей в глубине страны с защищенными границами и хорошо организованной охраной порядка должно вызывать благоговение и трепет у подданных и иноземцев. В то время как, очевидно, рукотворная блямба размером поменьше, начиненная пусть и не такими сокровища, но все же дорогостоящим барахлом, находящаяся на ровной как стол поверхности степи, и сооруженная при этом людьми, ведущими кочевой образ жизни – это, скорее, обращение к честным людям с предложением сменить свое достойное пастушество на трудное ремесло осквернителей могил.

Наши современники недооценивают единство древнего мира. Между тем, уже который раз то в одном, то в другом конце Земли в захоронениях дописьменной эпохи обнаруживаются предметы, сработанные за тысячи километров от места жительства усопшего. Почему же идея должна передвигаться медленнее, чем материальный объект.
Кто его знает, сколько лет спустя после возведения Великой пирамиды, вернувшийся из далекой страны кочевник рассказал своим разинувшим рот соплеменникам, КАК египтяне хоронят вождей своего племени. И у кого первого из них возникла мысль, что их только что померший дед нисколько не меньше «ихнего» мертвого живого бога заслуживает божественного погребении.
И вот за несколько тысяч лет великие равнины Евразии оказались густо уставлены маленькими пирамидками, под каждой из которых лежит маленький Хеопс…

…Когда я рассказал эту байку одному своему знакомому, он с кривой усмешкой покачал головой, и сказал что-то вроде: «ну вот и ещё одна иллюзия развалилась.» Он имел в виду, что моё представление о прогрессивном движении от кургана к пирамиде сменилось пессимистическим видением тысяч убогиньких земляных пирамидок, последовавших за невиданным рывком человеческой мысли и духа, воплотившихся некогда на плато Гизе.

Регресс? Это как посмотреть.
По одной из версий обращение на «Вы» ведет своё происхождение от разделения Диоклетианом Римской империи, в целях удобства управления, на две части, с назначением в каждой отдельного императора. Сначала, поскольку императоры, по крайней мере, формально, имели одинаковый ранг, все официальные послания должны были адресоваться обоим, соответственно, с обращением во множественном числе. Через некоторое время властители сопредельных стран потребовали, чтобы хотя бы их подданные тоже называли на «Вы». Затем царских почестей потребовали все более-менее влиятельные люди… До чего, в конце концов, этот камень докатился, мы знаем из повседневной жизни.
Так что, обращаясь друг другу на «Вы», мы, фактически отдаем друг другу царские почести. Но, собственно, почему бы и нет? Так ли плохо, что, говоря с человеком, который по нашему мнению заслуживает уважения, мы обращаемся к нему как к лицу королевского достоинства? И в чем еще заключается прогресс, как не в том, чтобы сегодня каждому было доступно то, что вчера было привилегией монархов?

И чем тогда не правы были древние кочевники, посчитавшие, что, человек, достойно проживший свою жизнь., в течение десятков лет управлявший их родом, кланом, племенем, не давший ему пропасть в жестоком мире и преумноживший его силу и богатство, достоин не меньших почестей, чем равный богу египетский фараон?
Subscribe

  • Тордесильясский договор 2.0

    Президент Владимир Зеленский считает, что Ватикан мог бы стать оптимальным местом для встречи с его российским коллегой Владимиром Путиным.…

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

  • Тордесильясский договор 2.0

    Президент Владимир Зеленский считает, что Ватикан мог бы стать оптимальным местом для встречи с его российским коллегой Владимиром Путиным.…

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…