Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Categories:

5 тем. Тема вторая: «Неогностицизм»

Скажу прямо: я так и не понял толком, что же принято понимать под неогностицизмом в настоящее время. Насколько я смог заметить, особенно этот термин любят люди, пишущие на христианские темы. Но у меня сложилось впечатление, что неогностицизмом они называют буквально все, что с их точки зрения является отклонением от их собственного представления о правильном христианстве. В текстах, которые мне приходилось читать, разновидностями неогностицизма называли материализм, гуманизм, мистицизм, экуменизм и ещё множество разных и часто просто противоречащих друг другу явлений. То есть, слово «неогностицизм», в данном случае, по сути дела, выполняет ту же роль, что слово «фашизм» в политических дебатах.
(И, кстати, у меня есть свое объяснение, почему так. Но об этом – позже.)

Так что я предлагаю пойти другим путем: понять слово «неогностицизм» буквально, а именно как термин, обозначающий современные формы гностицизма. А дальше попытаться разобраться, существует ли такой объект, и что он из себя представляет.

Для начала стоит прояснить, что такое гностицизм изначальный.
В комментариях к первотемному тексту про курганы меня пожурили за то, что я объясняю взрослым образованным людям вещи, известные школьникам младших классов.
Поэтому я не буду здесь рассказывать о таких общеизвестных и самоочевидных вещах, как происхождение и история гностицизма, о том, какое отношение он имеет к греческой философии, иудаизму и иранским магам, не буду обсуждать пламенного Мани и комментировать Василида, о связи с гностицизмом идеологий манихеев, а также более далеких катаров, альбигойцев богомилов и т.д.

Ограничусь только описанием основных постулатов гностицизма, которые, на мой взгляд, заключаются в том, что:
- создатель той области Вселенной, в которой мы живем, вовсе не всеблагой, всемогущий и всеведущий Абсолют, а сущность с довольно низким градусом божественности, а Высший Бог хоть и существует, но к акту творения имеет отношение опосредованное,
- упомянутая данная нам в ощущениях область Вселенной сработана, если не злонамеренно, то, во всяком случае, весьма халтурно,
- …и поэтому должна восприниматься то ли как тюрьма, то ли как ссылка в неудобную для проживания местность, бегство из которой должно быть главной мечтой всякого существа, наделенного разумом.
Люди – это частицы Великого Света, оторванные от своего источника, и лишенные и возможности вернуться к нему, и даже памяти о своем былом единстве с ним. Гнозис – знание – это, с одной стороны само по себе откровение о том, каково истинное положение вещей, а также информация о том, как вырваться из тюрьмы, преодолеть бесчисленные преграды на пути к Великому Свету и слиться с ним.

В теории Льва Гумилева об антисистемных идеологиях гностицизм занимает почетное место.
Чем же так ужасен гностицизм?
Представьте себе: вот живет ребенок. Живет в небогатой, но хорошей семье, в небольшом, но уютном маленьком домике с садом и огородом, с невыдающимися и иногда довольно строго наказывающими, но заботливыми и, вроде бы, любящими родителями. В общем, при определенных душевных усилиях и снисходительности к несовершенству мироздания жить можно. Мальчик весел, дружелюбен и доволен жизнью.
Но вот как-то раз на улице к нему подходит незнакомый дядя и рассказывает, что родители ему, оказывается, неродные. На самом деле, он – прынц, шансы которого, однако, вернуться во дворец к папе-королю почти ничтожны, если только он не отречется от этих приёмных, ещё неизвестно как завладевших им, якобы-родителей, от неродных братьев-сестер, не забьет болт на обучение назначенному ему этими негодяями ремеслу сапожника, и не положит все силы на подготовку к восшествию на трон.
И вот тайный принц становится замкнутым, скорбным и злобным. Его больше не радует этот убогий домишко, эти глупые сверстники и вся эта гнусная жизнь, доставшаяся ему по чьему-то злому умыслу, в то время как он создан для совсем другого – дворцов, балов и т.д. и т.п.
Надо ли говорить, что все эти прекрасные видения – химера, но, если наш несчастный маленький принц этого не поймёт, то проживет оставшиеся дни в бессмысленном ожидании несбыточного, упустив те немногие радости, которые готовила ему реальная жизнь?

И здесь можно было бы пропеть осанну христианским церквям Запада и Востока, которые на протяжении всей своей истории вели непримиримую и бескомпромиссную борьбу против этой ужасной жизнененавистнической напасти.

Однако тут стоит вспомнить, что противопоставление мира, в котором мы живем, некоему другому миру, с явным предпочтением последнего, не есть исключительная особенность одного только гностицизма. Разве не о том же говорится в Евангелиях? Вдумчивое прочтение Нагорной проповеди должно у любого непредвзятого читателя создать впечатление, что человек, сказавший (или написавший) это, если не адепт гностицизма, то очень недалеко от него ушёл.
Здесь нет никакого противоречия. Религии рождают мистики, но церкви создают прагматики. В некоторый момент явно или неявно перед отцами молодой развивающейся церкви встает вопрос – идти ли на уступки слабой человеческой натуре ради дальнейшего увеличения числа адептов, либо блюсти изначальную суть учения, но заплатить за это вечной участью маргиналов. Бывало по-разному, но христианство выбрало первый путь, и не в последнюю очередь благодаря этому оно стало самой могущественной религией современного мира.
По сути дела, поздние гонения на средневековых последователей гностиков и манихеев были войнами отступников против неофитов преданного ими учения.

К современности христианство пришло выхолощенное и приспособленное к «нормальной» жизни верующих.
Оно подстроилось под многие реалии насущного мира, но самое главное, под любовь подавляющего большинства христиан к жизни в этом мире.

Отсюда, вывод: в предложенном мной значении неогностицизмом можно назвать все современные попытки вернуться к изначальному евангельскому христианству. И чем сильнее кто-то пытается приблизиться к изначальному смыслу Нагорной проповеди, тем больше, хочет он того, или нет, он приближается к миропониманию гностиков.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments