Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Польский lytdybr-2

МАЛЬБОРК

Если мне не соврали, Германия по-польски – «Nemcy» (прямо так - «Немцы»). Для других стран у поляков свои нормальные названия. Вот «Rosija», например, это мы. Голландия, Франция, Англия – компактные единые сущности, но «Немцы» - как песок – что-то рассыпчатое, они скатываются между пальцев, застревая в складках одежды, падая в обувь, оказываются между ступней и стелькой и мешают при ходьбе…
Как это понимать? Рискну предположить, что сказались века слишком, чересчур тесного общения. Побывав в старых польских городах, понимаешь, что русско-польские отношения, насколько бы их история ни была крута, по плотности ни в какое сравнение с немецко-польскими не идут.
В Кракове рядом с главным собором святой Марии стоит костел святой Барбары. Так вот рассказывают, будто Марьяцкий собор сначала был польским, а довольно многочисленные краковские немцы теснились у святой Барбары. Несколько столетий спустя усилившиеся немецкие купцы прибрали святую Марию к рукам, отправив краковских поляков молиться в «Санта-Барбару». Но через несколько веков в Кракове пошла волна насильственного ополячивания. Краковянам ставили условие: либо говоришь по-польски, либо вон из города. В результате поляков в городе стало существенно больше, чем немцев, и Марьяцкий собор стал польским. Нынче оба в обоих костёлах служат по-польски. Надо ли это так понимать, что предмет спора исчерпан?...
Показательна также история польского Труймяста (Трёхградья): Гданьск, Гдыня, Сопот, второй элемент которого – порт Гдыня был построен в пику немецким властям вольного города Гданьска-Данцига, котороые динамили польские грузы, в свою очередь, мстя полякам за немецкие чистки в период между I и II мировыми войнами, каковые чистки поляки объясняли реакцией на немецкие бесчинства в прежние времена и т.д.

К чему это я?
Ах да – Мальборк.
В средневековье говорили, что эта крепость – самая большая гора кирпичей севернее Альп. Если бы так… В гору кирпичей её превратили войска 2-го Белорусского фронта в 1945 году. И это был первый случай взятия этой крепости военной силой за всю её семивековую историю.
Уже сама по себе эта громадина впечатляет. Когда Мальборк появляется из-за поворота, кажется, что он очень близко. Но через несколько мгновений до тебя доходит, какое до него расстояние, и тогда почти с ужасом становятся понятны его размеры.
А ведь можно еще понимать при этом, что Мальборк-Мариенбург, изначально построенный как столица Тевтонского ордена, был тем ростком, из которого впоследствии выросла Пруссия, ставшая, в свою очередь, тем центром кристаллизации, вокруг которого сформировалась Германия Гогенцоллернов и Гитлера.
Но, знаете, что меня больше всего поразило? Не догадаетесь: то, что в замке одновременно были паровое отопление и специально оборудованные сортиры внутри помещений замка (в 13-14 веке!) и неотапливаемые спальни для простых рыцарей с набитыми сеном тюфяками. Истинно немецкие порядок, предприимчивость, практичность и… пламенный фанатизм. Страшное сочетание. Здесь несколько веков не торопясь, с мрачным упорством вили свое гнездо младшие сыновья немецких баронов, обделенных наследством, и выбравшие миссию креста.
Должно быть, поляки сами не могли понять, как получилось, что этот исполинский супертанк, битком набитый до зубов вооружжеными фанатиками оказался посреди польских земель, разбрасывая свои споры-замки в разные стороны, как рак метастазы по заболевшему телу. Кто-то кого-то пригласил, чтобы решить не самую насущную проблему, не осознавая при этом, что создает страшную проблему своей стране на сотни лет вперед.

Только попав сюда, можно по-настоящему понять, насколько велика была опасность, от которой спасались поляки, когда призвали на престол Ягайло, великого князя Литовского, которому таки удалось если не остановить, то существенно затормозить немецкую экспансию на Востоке.
Но вот что интересно. Обсуждая с поляками значение избрания Ягайло польским королем, я обнаружил: ни один из моих довольно подкованных в вопросе собеседников не знал, что до крещения в католичество их король Владислав Ягелло был вовсе не язычником, а православным! Поговорив На первый взгляд, странно. Казалось бы, для польской чести было бы предпочтительней считать, что основателем одной из их самых славных королевских династий был, не язычник, а христианин.
Не ручаюсь за точность своей версии, но, возможно, поляки чувствуют дискомфорт от того, что в решающей битве под Грюнвальдом, позволившей Польше не повторить судьбу пруссов и сгинувших славянских строителей Берлина и Лейпцига, их по сути дела спас союз с православными, и страшно сказать, русскими. ВКЛ, ведь, как мы все знаем, было, по сути, русским государством.

Если бы польско-литовскому государству удалось состояться как католическо-православному с равными правами для приверженцев обоих течений… Возможно вся восточно-европейская, да что там, просто мировая история могла бы пойти по другому. К сожалению, все случилось не так. Очарованная польской культурой верхушка Литовского княжества ополячилась и окатоличилась, полностью оторвавшись от своих православных подданных, постепенно превратившихся в «Республике» в низшую касту. Можно долго обсуждать конкретные обстоятельства борьбы Москвы с Речью Посполитой за гегемонию на территории нынешних Украины и Белоруссии. Но, я уверен, что основная причина победы Московии заключалась именно в этом.

Но, пардон, я слишком отклонился от темы. 
…После того, как в результате II мировой войны область Мариенбурга в который раз оказалось в составе польского государства, поляки любовно отстроили крепость, которая была, в свое время построена специально для того, чтобы прекратить существование польского народа, как самостоятельной сущности. Реставрационные работы ведутся до сих пор.
Теперь Мальборк является основным источником существования для городка вокруг него. Видел бы бедняга фон Юнгинген – удавился бы с тоски…
А если б ещё узнал про Папу – поляка!...

IN NOMINE PATRIS...

Как мне рассказывали, ребенок в Польше узнавал, кто такой «Ян-Павел Другий» чуть ли не раньше, чем название
своей страны. О том, что раньше имени президента – уж во всяком случае.
Когда он умер, подавляющее большинство поляков переживало случившееся как личное горе. А на площади перед собором святого Петра в день похорон Кароля Войтылы неформальное представительство Польши было вторым после хозяев-итальянцев. По крайней мере, так говорят сами поляки.
Ясно, что это объясняется и тем, что это был первый польский Папа, и тем, что он был Папой весьма неординарным.
Но дело не только в этом, не только…

…Когда Дима решил жениться на своей Юстинке, её родители оговорили обязательным условием принятие им католичество и венчание в костеле. Зная Димину весьма смутную религиозную самоидентификацию, не сомневаюсь, что для него выполнение условие не было особо тяжелым морально.
Но это случай, вообще говоря, показателен. Мне доводилось даже слышать сочную характеристику «европейский Иран».
…Ну, Иран – не Иран, но, по слухам, в Европе Польша – САМАЯ религиозная страна из всех имеющихся на настоящий момент.

Костелы просто на каждом шагу.
В каждом самом наималейшем населенном пункте хоть один костел.
Древние, очень древние, недавние, совсем новые.
Готические, в стиле барокко, и супермодерновые самых причудливых окрасок и очертаний.
Если формы новых «светских» домов в Польше особыми изысками по сравнению, скажем, с Москвой не отличаются, то на церквях польские архитекторы оторвались по полной.
Где-то между Мальборком и Варшавой я видел костел, форма которого практически копировала стелу на Музее Космонавтики на ВДНХ. А в одном месте, не скажу где, один, имевший, как мне показалось, форму стилизованного эрегированного фаллоса (!!!?).

Несколько раз заходя в храм,посмотреть, что у него внутри, мы попадали на службы.
Еще раз обратил внимание на то, что манера проповеди польских священников существенно отличается от раскатистого-бархатистой речи-пения православных попов. Сначала кажется, что ксендз просто говорит, но потом постепенно чувствует, как тебя увлекает в какой-то транс. Теперь я понимаю, что имели в виду Ильф-Петров рассказывая об ухмурении ксендзами Адама Козлевича. 

И во всех все время полно народу всех возрастов.
Не знаю, отделена ли в Польше церковь от государства. Но от повседневной жизни поляков она отнюдь не далека.

Куда уж ближе? - Поляки считают, что польская «Солидарность» началась с приезда Папы в Польшу в 1979 году
Subscribe

  • Традиция

    Имперское почтовое агенство Турн-унд-Таксис после четырех веков славы было ликвидировано аж в 1867 году. ...Но до сих пор у великого множества…

  • Из комментариев: итальянский Робин гуд

    "в 2018 году подсуд попал менеджер отделения Banca di Carnia в малом городке Форни-ди-Сопра, провинция Удине. 50-летний Джилберто Баскьера в течение…

  • Радикалы ли виноваты, что власть неумна?

    Некто многомудрый, не любящий, когда его поминают всуе, пишет: "Феномен ненависти умеренных консерваторов к радикалам-разрушителям не из-за того, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments