Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

О "Страстях Христовых"

Вчера впервые спокойно (то есть в полном одиночестве, и с начала до конца) посмотрел «Страсти Христовы». Всю длинную сцену прохождения Страстного пути мониторил с картой Иерусалима и с описанием via Dolorosa в руках. Сошлось. Скажу больше: в Иерусалиме, буквально в тех местах, где «оно все и было», библейская история не выглядит так реалистично, как в фильме Мела Гибсона.

Вообще, это очень редкий для меня случай, когда, несмотря на огромное количество шума вокруг фильма, впечатления от просмотра существенно превзошли ожидания. Я ожидал увидеть сильную, яркую, шокирующую и вызывающую экранизацию Евангелий. А увидел фильм о том, как среди людей был Бог.

И, кажется, я понял истинную причину того, почему «Страсти Христовы» вызвали такое бурное возмущение в определенных кругах. Это реально очень опасный фильм.

Дело вовсе не в антисемитизме, как таковом. Его там, собственно, и нет. Евреи показаны очень по-разному, в зависимости от роли в событиях. Да о чем речь: ведь даже Каиафа и Иуда выглядят вовсе не карикатурными злодеями, а, скорее, жертвами своей слабости и непонимания того, с чем и с Кем они имеют дело. Фильм, скорее, уж «антидревнеримский»…

Но дело вот в чем. В жизни среднестатистического современного западного человека – что протестанта, что католика – религия не то, чтобы совсем не занимает никакого места. Но это место – в специально для этого выделенном ящичке в комоде, в который человек периодически - в зависимости от воспитания, привычек и жизненных обстоятельств – заглядывает, отдает «тому, что там» должное, потом ящичек задвигает обратно, и спокойно идет по своим делам.
И вот к этому нормальному обычному ВЕРУЮЩЕМУ человеку приходят авторы фильма и этим фильмом говорят:
«Нет, дорогой, все не так:
1. Во-первых, все это произошло на самом деле.
2. Во-вторых, это происходило не с какими-то доисторическими персонажами тьму веков назад. Это происходило с такими же людьми, как ты. …Вернее, происходит. …И не с кем-то, а лично с тобой.
3. А стало быть, не пытайся выделить этому какое-то отдельное маленькое местечко. Так что, если ты, действительно, веришь во все это, то имей в виду, что это - главное, что с тобой происходит. Вот и относись к этому как к главному.»
Относиться к Пришествию, Распятию и Воскресенью – как главному событию в мировой истории.
Относиться к присутствию Бога в этом мире - как главному обстоятельству мироустройства.
Относиться к своим отношениям с Богом – как главной точке отсчета всех поступков и событий собственной жизни…

Хорошо, что «Страсти Христовы» - штучный продукт. На поток не поставишь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments