Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Волнения Литвы

По ссылке atrey напоролся на эту статью:
«Путь России между монголами и Литвой». Написал некто Саулюс Стома. Литовец, судя по всему.

Атрей анонсировал его, как «очень интересный историко-национальный анализ событий 15-20 вв в четырехугольнике Польша-Литва-Россия-Украина».
Откровенно говоря, мне эта статья в большей степени показалась эталонным образцом комплекса сознательных и подсознательных страхов и ущемленного самолюбия представителя маленького народа с некогда славной историей.

Вот, что автор пишет про становление Московской Руси:

"Начинал действовать механизм психологической компенсации. По своей воле принявший унижения позднее всегда ищет жертву, которую можно было бы унизить еще больше. Так что унижения шли сверху до самых низов и распространялись, точно популярные до сих пор монгольские ругательства. Московские князья даже со своими боярами обращались, как с бесправными рабами - холопами. Ничего подобного не было ни в одном государстве Европы."
"Так из восточного прообраза и оккупационных обид сформировалось в Московской Руси понимание власти как права на абсолютный контроль и возможность унижать других."

Этакий историко-политический фрейдизм.
Однако, если Стома не расист, и не видит у русских какой-то исключительной генетической предрасположенности к рабству и насилию, то он вроде бы должен распространить эту логику и на литовцев (как никак они жили под «оккупацией» этой страшной России несколько столетий), у которого должен был «из восточного прообраза и оккупационных обид» выработаться уже вовсе какой-то звериный сверхрабский менталитет.
Либо автор не умеет продумывать свои мысли до конца, либо подсознательно очень не любит свой народ.

Или вот еще замечательный аргумент:
"Как пишет великий историк Норман Дэйвис, политическая элита Москвы отличалось коварством, обманом и ориентацией только на мощь за счет общих ценностей."

Видимо, по мнению автора это свидетельство должно сразу всем объяснить, кто есть кто.
Боюсь, только, что такое высказывание при желании можно найти о любом народе.
Вот я не поленился, и отыскал такое замечательное определение польского историка и дипломата Яна Длугоша:
«Дух у этого племени спесивый, мятежный, нечестный, дерзкий, лживый и скаредный».
Полагаю, Вы поняли, о ком это он.

«Россия - это уникальный образец государства, созданного и поддерживаемого исключительно КОНЦЕНТРАЦИЕЙ НАСИЛИЯ. Обычно такая структура и менталитет наличествует у пришельцев во власти оккупированных стран. С момента появления государства российская элита привыкла вести себя как оккупанты в своей собственной стране."

Ну, на этот счет есть разные мнения. В том числе и у российских историков и мыслителей.
Можно было бы об этом поговорить, поспорить, но следующим абзацем идет панегирик литовской знати:

"У литовской знати была способность легко интегрироваться в другую среду и стать настоящими попечителями для своих подданных. Иногда они были такими заботливыми святошами, что чудесным образом защищали подданных даже после собственной смерти. Как прославленный князь Довмонт Псковский, причисленный к лику православных святых."

В общем, картина прямо из «Ночного дозора» - Темные московские князья и Светлые литовские.
Можно, конечно, напомнить автору, как Витовт отдавал Жемайтию Тевтонскому ордену, а Ягайло был союзником басурманина Мамая в его нашествии на христианскую Русь, и много чего еще.
Но зачем?
У человека есть КОНЦЕПЦИЯ. Факты, которой ей противоречат, не достойны упоминания. Или достойны передергивания.

«Интересно, что в Великом Княжестве Литовском вообще не было серьезных народных восстаний. В Московской Руси наоборот - достаточно вспомнить восстания Болотникова (1606-1607), Стеньки Разина (1670-1671), Булавина (1707-1708) и Пугачева (1773-1774).»
Вообще-то, если бы Стома захотел проявить элементарную честность, он должен был бы напомнить читателю, что к упоминаемым 17-18 веку и территория и самостоятельность ВКЛ сократились в разы, и княжество в этот период рассматривать как отдельное государство уже никак нельзя. Поэтому правильней было бы говорить о восстаниях в этот период в государственном образовании под названием Речь Посполита. Но эти события у Стомы проходят под другим лейблом:
«Не имея многолетнего опыта по управлению территорий с другим менталитетом, Польша перегнула палку и вызвала мятеж, руководить которым взялся Богдан Хмельницкий. Его армия казаков и татар вырезали большую часть украинских католиков и евреев.»
Вот так. Вроде и кончился удачей, а все равно мятеж.

Ну или вот еще это:
«Богатейший и демократичный город Новгород, никогда не подчинявшийся монголам и долгое время бывший под большим или меньшим влиянием Литвы, сровняли с землей. После нескольких недель бессмысленной бойни московиты убили почти всех жителей огромного европейского города-республики.»
Сровняли с землей… Убили почти всех жителей…
То есть, надо понимать, что с 16 века Великого Новгорода не существует?

Там еще много чего в этом духе, но что-то я устал.
Справедливости ради замечу, что вовсе не все в этой статье неправда. Если бы можно было отделить суть от обличений кромешного ада московитской души и восхвалений ангельского нрава литовских владык, общая канва событий в принципе была бы верной. Да и стоит признать, что литовцам, действительно, любить нас особо не за что.
Но вот что мне показалось любопытным. Кому он все это пишет-то? Статья опубликована в Литве, и, видимо, на литовском. То есть передергивает и врет автор в разговоре со СВОИМИ.
Может быть, так и надо строить (или восстанавливать) национальный миф?
Не знаю, не уверен. Уподобляться почему-то не хочется.
Subscribe

  • Традиция

    Имперское почтовое агенство Турн-унд-Таксис после четырех веков славы было ликвидировано аж в 1867 году. ...Но до сих пор у великого множества…

  • Из комментариев: итальянский Робин гуд

    "в 2018 году подсуд попал менеджер отделения Banca di Carnia в малом городке Форни-ди-Сопра, провинция Удине. 50-летний Джилберто Баскьера в течение…

  • Радикалы ли виноваты, что власть неумна?

    Некто многомудрый, не любящий, когда его поминают всуе, пишет: "Феномен ненависти умеренных консерваторов к радикалам-разрушителям не из-за того, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments