Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Спиридон

Святой Спиридон Тримифунтский – святитель и чудотворец. Современник Константина Великого и друг Николая Мирликийского (который Николай-угодник). Был епископом в кипрском городе Тримифунте, вел праведную жизнь, творил чудеса при жизни и после смерти. Мощи его нынче хранятся на Корфу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Спиридон_Тримифунтский
19 сентября десницу (правую руку) Спиридона привезли в Москву в Свято-Данилов монастырь.
Вчера я там был.

…От Павелецкой добирались на трамвае. Подошли к трамваю, спросили у входящих, доедем ли на нем до Свято-Данилова монастыря. Весь трамвай хором ответил – мол, сами туда. Все. Масштаб происходящего постепенно стал проясняться.
Примерно за три остановки до монастыря трамвай завяз в море машин. Тачки стояли по сторонам улицы, а также ползли с черепашьей скоростью, совершенно без зазоров, по трамвайным путям, спереди трамвая и сзади. Вдоль дороги в том же направлении шли люди.
Когда, наконец, доехали, увидели огромную очередь к мощам. Она начиналась далеко за воротами монастыря, шла вдоль стен и исчезала где-то за изгибом монастырской стены.

Внутри монастыря очередь точно так же исчезала где-то за поворотом.
К Спиридону я не пошел. Посреди монастырского двора увидел очередь за святой водой. Эта очередь была поменьше, но и двигалась помедленнее. На кончике образовалось стихийное утолщение в виде группки богомолок и богомольцев, обсуждающих духовные дела, а также связанные с ними обстоятельства. Я пристроился к ним.

Темы обсуждения менялись – одна интересней другой. Когда я подошел, выясняли, какой патриарх лучше – Алексий или Кирилл. В том смысле, что святость обоих никаких сомнений не вызывала, но и в святости может быть какая-то шкала. Сходились на том, что Алексий представительней и благообразней. Одна женщина на это сообщила, что была в Лавре во время приезда туда Кирилла. И два раза приложилась к его руке:
- Так после этого неделю сама вся светилась. Прямо так мне у нас во дворе и говорили: «Ты прямо светишься вся!».

Как обычно и ожидается, женщин на монастырском дворе намного больше, чем мужчин. Существенную часть контингента, опять же, как обычно, составляют женщины в платочках неопределенного возраста от сорока пяти до семидесяти лет. При этом много людей от тридцати до сорока, изрядно детей, но как-то не замечаются от двадцати до тридцати. Какой-то не богомольный возраст, что ли…

Речь зашла о путешественнике Конюхове, которого мороз на Северном полюсе не берет, и морская пучина не может сгубить, потому что он семь раз Библию прочитал.
- А я Библию три раза прочитала, - сообщает одна богомолка, - еще в советские времена. Мы ж тогда не знали ничего. Это мне потом объяснили, что надо не Библию, а акафист читать.

Кстати, несмотря на явные разногласия между разговаривающими, споров как таковых нет. То есть, кто-то может, если с чем-то не согласен, что-то тихо добавить, но не настаивает, и дискуссия не разгорается. Люди явно боятся в таком месте поссориться, тем более – начать скандалить. Однако, говорят, что ближе к мощам – там где очередь к ним подходит – стоит ругань и крик; у людей, простоявших несколько часов в очереди на ветру, сдают нервы.

Передо мной, видимо, семья. Маленькая женщина с очень похожей на нее девочкой, и амбалистый парень лет тридцати, коротко стриженный, с круглым лицом и сильно оттопыренными ушами – чистый Чебурашка. Женщина уже сходила к мощам и уговаривает мужа. Муж отнекивается:
- Да что я там буду делать? Там ближе к мощам тетки злые с перекошенными лицами и дерутся.
- Тебя что ли побьют? – ехидничает жена.
- А что ты мне предлагаешь - раскидать теток и к мощам приложиться? Не, я лучше здесь постою.

Рядом продают всякую всячину. Платки, которые полежали рядом с мощами, елей, разлитый в маленькие пластмассовые тюбики – тоже как-то связанный со Спиридоном, идет нарасхват. Мне его заказывали, но когда я подошел, закончился. Продавщица предлагает всем какой-то особый елей во флакончике с золотистой пробкой. Дает понюхать, как в парфюмерном магазине. Приговаривает – «хороший подарок…» Этот елей берут мало. Хотят тот, который «от Спиридона». Еще иконки, крестики, книжечки с житием Спиридона.
В павильончике – монастырская выпечка и газировка.

Почему-то вспомнили Селезнева. Выяснили, что он русский Иван, и за народ, а нынешний Грызлов – за олигархов и Путина. Одна дама процитировала Селезнева насчет того, что русский народ вымирает.
- А черные совсем обнаглели, - жалуется крепкая старушка, - у нас на первом этаже жили сестра и брат. Сестра с каким-то черным загуляла. Он к ней переселился. Брата они в дурдом сдали. Сейчас там каждый день пьянки, мимо проходить страшно. Черные машины угоняют, а она их продает. И все про них знают, и ничего сделать не могут, даже милиция. Житья нет. Убивать их надо, прости мне, Господи, такие слова.
Мужчина рядом, участливо:
- А вот Вам, наверно, как коренной москвичке обидно…
Старушка, помолчав:
- Да нет, я тут с 48 года.
Еще, помолчав:
- Я чего сюда переехала? У меня в (неразборчиво) отец умер, мать умерла, дом сгорел. Я когда в Москву приехала, у меня юбка была да платок. И все. Да полотенце, которое мать выткала. Больше ничего… Я с тем полотенцем в Елоховскую церковь пришла. Там икона Божьей матери, знаете? Так я к тамошним служительницам прихожу, говорю: «Полотенце – все, что от матери осталось. Вы его на икону Божьей матери повесьте.» А они говорят: «Повесить – не повесим. Можем взять икону протирать.» Я отдала, так тем полотенцем потом год, что ли, икону Божьей матери протирали. В Елоховской церкви. Вот как.

Еще о составе находящихся на монастырском дворе. Много хорошо одетых женщин. Тип – опытных бухгалтерш или менеджеров среднего звена. Слегка монументальные, малость безвкусные, чуточку высокомерные. Уверенные в себе. Откуда именно у них такой интерес к религии (вопросительный знак) Или конкретно к чудотворцу (вопросительный знак или точка, или многоточие).

Мимо проходит плачущая навзрыд женщина. Из «свято-водяной» очереди народ бросается к ней. Женщина, рыдая:
- Хромоножку обидели. Не пустили к святой воде. Тяжело ведь стоять. А не пустили.
Ей сразу несколько:
- Да не плачь. Сейчас подойдем вместе, объясним.
Она в ответ:
- Да это не меня. Девочку, хромоножку не пустили. Она ушла уже, не найдешь.
Одна женщина обнимает плачущую:
- Ну, успокойся, люди на самом деле хорошие…

Поговорили о молодежи. Выяснили, что, во-первых, молодые все помешались на деньгах, во-вторых, против прежних времен одичали.
- У меня во дворе много детей. Я когда выхожу, вижу - гуляют. Смотрю - так они же играть совсем не умеют, только на двор выйдут - сразу дерутся.

Мимо катится коляска с девочкой инвалидом. Когда ужепроехала мимо, одна старушка вдруг встрепенулась, достала из сумки десятку, объяснила окружающим:
- Надо же убогой помочь. Что отдал убогому – то Богу отдал.
Медленно, с трудом заковыляла за коляской. Коляска катится чуть-чуть медленней. Погоня продолжается минуты три. Наконец, Ахиллес догоняет черепаху, старушка оборачивается к нам и с очень довольным видом также с трудом, очень медленно ковыляет обратно в очередь.

Крепкая старушка (другая) рассказывает, что у пророка Еремея написано про переселение душ. Что душа после смерти сначала сорок дней болтается между небом и землей, потом девять месяцев отдыхает на небе, а потом вселяется в нового человека. Почему девять месяцев - никто не спрашивает. Наверно, догадываются.

Уже со святой водой в бутылках, натыкаюсь на заказанный мне спиридонов елей. Когда стою в очереди за ним, вижу у прилавка поразительной красоты женщину лет тридцати. Из тех лиц, какие прекрасны даже в момент злобы. Красавица очень серьезно выбирает иконку и крестик. В результате крестик выбрала деревянный, иконку самую простенькую и невзрачную.

…Закончив все дела, пытаюсь выйти через главные ворота. И тут только замечаю, что ворота перекрыты цепью ОМОНа, с трудом сдерживающего напирающую толпу. Из толпы раздаются отдельные возгласы и всхлипы – отчаянные, умоляющие. Перед толпой стоит какой-то омоновский начальник с мрачным озабоченным лицом. Видит меня, и устало со вздохом говорит: «Ну не мельтешите Вы здесь. Если хотите выйти – идите вон туда» - показывает рукой в противоположную воротам сторону.
Выхожу, обхожу монастырь, оказываюсь опять у главных ворот, но с другой стороны. Там колышется толпа в тысячу-полторы человек. У многих на лицах выражение такое, будто вся их жизнь пошла прахом.

Когда едем на трамвае обратно, машин уже меньше. Поток людей уже, в основном, в сторону от монастыря.
Уже на обратном пути в трамвае мне поведали о двух женщинах. Одна, когда мощи привезли в Москву, лежала в больнице. Прочитала пару молитв Спиридону и сразу встала. С другой случай похлеще. Она задолжала за коммуналку 51 тысячу рублей. И вроде бы ее чуть ли из квартиры не должны были выселять. Она за день до выселения съездила к Спиридону и на обратном пути в метро – прямо на Павелецкой – конверт нашла. С 51 тысячей рублей.

…Вообще, я в легком обалдении. То, что выше написано - это ведь только малая часть. То, что запомнилось, и то, что легко вербализуется. Ощущение, что окунулся во что-то очень сильно концентрированное. Но что? «Русский дух»? Или московско-православный дух – что, в общем-то, наверно, немного другое? Или вовсе - "народ" (?!?!)? Пытаясь препарировать, определяешь для себя как мешанину тяги к доброму и лицемерия, жадного любопытства и дремучего уверенного в себе самодостаточного невежества, неких представлений о ценностях, и, с другой стороны, наивного желания перехитрить самого Бога, жалости, сострадания и такой простецкой жестокости. Потом весь этот «анализ» комкаешь и выбрасываешь в урну. Потому что все это совсем не то и не так…

Еще на обратном пути мне рассказали, что в первые дни, как привезли мощи, народа в Даниловом монастыре было немного. Но в пятницу по телевизору случилась передача Андрея Малахова о святом Спиридоне, где рассказали, будто этот святой помогает при денежных проблемах. И поток паломников к мощам увеличился в несколько раз.
Такие дела.
Subscribe

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…

  • Несколько двусмысленно

    Из памятки на случай обыска: "После обыска следователь предложит вам подписать протокол. В протоколе важно указать на нарушения ваших прав,если они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…

  • Несколько двусмысленно

    Из памятки на случай обыска: "После обыска следователь предложит вам подписать протокол. В протоколе важно указать на нарушения ваших прав,если они…