Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Густая сеть микрорайонных церквей

Хотел написать коммент, а получилась вон какая простыня:
http://ru-antireligion.livejournal.com/6275025.html?thread=160778449#t160778449

Решил выложить здесь.
Поскольку темой я не владею совершенно, назову это так: в порядке бреда.
Если я кругом неправ и ничего не понимаю, и эта гипотеза уже была кем-то выдвинута, широко обсуждалась, и решительно отвергнута, или вовсе сразу по выдвижению осмеяна, или вовсе никем не выдвигалась по причине решительного расхождения с объективной реальностью, ну значит так тому и быть.

Итак, в после было написано:
"В России не хватает детских садов. Например, в Москве необходимо строить не менее 100 детских садов в год. В прошлом году было запланировано построить 50 детсадов, реально построено всего 30. (пруф)
В то же время, "в среду мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с патриархом Кириллом сообщил, что выделил Русской православной церкви 60 земельных участков под строительство церквей." (пруф).
Если посмотреть на статистику посещения храмов в главнейшие христианские праздники, видно, что посещает их не более 2% населения, а в обычные дни в храмах попросту пусто. Несмотря на такую ничтожную востребованность, государство продолжает направлять ресурсы Гундяеву и его команде, в том числе и за счет детских учреждений"

Мой коммент:
Насчет 2% населения, посещающих церкви в главные христианские праздники.
В этом утверждении есть некоторое лукавство, так как имеющиеся церкви в крупных городах, включая Москву, на главные церковные праздники и это количество принять не могут. Они для этого слишком малы.
Кроме того, часто они расположены достаточно далеко для большего числа "актуальных" и "потенциальных" прихожан.
Лично у меня создается четкое впечатление, что если бы церкви стояли в пяти минутах ходьбы от каждого дома, то количество прихожан увеличилось бы во много раз. "Пешая доступность" имеет очень большой психологический смысл:
1. Церковь "в непосредственной видимости" быстро стала бы привычным, а, следовательно, и обязательным элементом "среды обитания".
2. Человек заходил бы в церковь на пять минут после работы, и постепенно воленс-ноленс входил бы в курс приходской жизни, для начала просто узнавал бы о ее существовании, а, затем, кто-то начал бы в нее втягиваться.
Так же для него не было бы обременительно зайти в церковь и на церковную службу. То есть, поход на церковную службу не был бы для него по своей эксклюзивности "маршрутом выходного дня", вроде похода в музей или зоопарк, а чем-то вроде похода в магазин за продуктами.
3. При этом неизбежно работал бы эффект "мультипликатора" - взрослый работающий человек, ходящий в церковь (то есть, не бабушка-пенсионерка, а реальный "хозяин") неизбежно начал бы так или иначе втягивать в церковную жизнь домочадцев.
4. Так же в случае втягивания большого количества народа в церковь начал бы действовать и эффект массовости - обычный человек дискомфортно себя чувствует, оставаясь в явном меньшинстве. То есть, многие потянулись бы (по крайней мере, поначалу) и просто за компанию.
5. Батюшка из "микрорайонной церкви" (понятно, это и от личных качеств зависит, но даже сам сан уже создавал бы определенный авторитет) с большой долей вероятности стал бы фигурой общественного значения не только для активных прихожан, а для всего микрорайона.
6. Церкви бы с большой вероятностью становились центрами общественной жизни, и, вообще, жизнь микрорайонов могла бы начать концентрироваться вокруг приходов.
И т.д.

Я сейчас не говорю, хорошо это или плохо. Я говорю о том, что, на мой взгляд, востребованность (спрос) в данном случае существенно ограничена предложением. Но потенциал у "продукта" на самом деле огромный.

Вы верно заметили, что посещают 2%, но называют-то себя православными по разным опросам процентов 70%, а то и больше. По моему ощущению существенная часть этих людей – потенциальные прихожане, и "поднять" эту целину не так сложно:

  1. Потому что, как я уже сказал, они себя называют православными, то есть хотя бы по самоназванию и самоидентификации между ними и РПЦ барьера нет.
  2. Потому что, хотя в силу известных обстоятельств ХХ века случился разрыв традиции, но люди знают, что православие – религия их предков, и для многих приход в церковь стал бы элементом патриотического или национально-ориентированного поведения, а патриотические и русско-национальные настроения у изрядной части населения весьма сильны.
  3. Потому что, на самом деле, большей их части в нашем атомизированном обществе попросту некуда пойти. А пойти хочется. Чтобы были «свои». Чтобы было хотя бы ощущение защищенности. Чтобы было хотя бы ощущение того, что тебе помогут в трудную минуту. Чтобы была «востребованность» и «значительность», которых зачастую на работе они не находят, если не сказать круче. И приход все это может дать.
  4. Потому что очень многим нужно утешение, и надежда на что-то лучшее, чем то, что они имеют здесь и сейчас. 
  5. Потому что человек хочет считать себя «хорошим» и церковь в получении представления о себе, как о «хорошем» очень может помочь.

Можно продолжать.

Так вот эта инициатива о покрытии российских городов густой сетью дворовых церквей, с этой точки зрения (с точки зрения «возврата населения в Церковь») чрезвычайно толковая. Меня потрясают только две вещи: почему только сейчас эта очевидная мысль пришла в голову церковных иерархов (души человеческие на земле лежат - только подбирай!),
и почему даже сейчас ее реализация практически не идет, все еще оставаясь благими пожеланиями.

Парадоксальная мысль в голову приходит: взрывной клерикализации страны фактически мешает только инертность верхушки РПЦ. Больше ничего.
Может быть, это повод для озабоченных атеистов и просто "секулярно настроенных" граждан спать спокойно.


Subscribe

  • Электровеник

    Вообще, в этой истории с выборами мне интересно, понимали ли товарищи, "зарядившие" Венедиктова страстно рекламировать электронное голосование, что…

  • Африканский пояс

    Если вы понимаете, о чем я. Протянем же кабель вокруг всей планеты С петлею, чтоб мир захлестнуть! Вокруг всей планеты с узлами, чтоб мир затянуть!…

  • "ОК, бумер"

    В Москве нынче живущие в сети прогрессивные, компьютерно грамотные лоялисты победили косных, дремучих аналоговых старперов-диссидентов, пытавшихся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments

  • Электровеник

    Вообще, в этой истории с выборами мне интересно, понимали ли товарищи, "зарядившие" Венедиктова страстно рекламировать электронное голосование, что…

  • Африканский пояс

    Если вы понимаете, о чем я. Протянем же кабель вокруг всей планеты С петлею, чтоб мир захлестнуть! Вокруг всей планеты с узлами, чтоб мир затянуть!…

  • "ОК, бумер"

    В Москве нынче живущие в сети прогрессивные, компьютерно грамотные лоялисты победили косных, дремучих аналоговых старперов-диссидентов, пытавшихся…