Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Category:

Союз Общей Судьбы

Еще с декабря не в одну светлую голову пришло озарение, что изрядная часть "болотников" и "сахаровцев" - если не большинство из них - являются частью и бенефициарами той созданной Путиным системы, которую они, вроде бы пытаются разрушить.
Многочисленные работники офисов компаний, которые позволяют себе содержать неоправданно огромный штат благодаря "лишним деньгам", возникающим из неконкурентной среды и близости к власти, из грабежа бюджета и населения. Люди творческих (и «творческих») профессий - работники глянцевых журналов, ландшафт- и просто дизайнеры, работники пресс-служб, карманных СМИ, певцы, плясуны и прочие, стригущие на корпоративах и закрытых вечеринках тех же компаний, и отдельных воров-чиновников и близких к ним бизнесменов. Трудящиеся финансового сектора, работающего на эту систему, и намертво связанного с этой системой. Маркетологи, рекламисты и другие товарищи, многочисленность и высокие зарплаты которых определяется во многом избытком денег в Москве, который в свою очередь объясняется крайней перекошенностью бюджетной системы страны, и, вообще, всей ее экономики, тоже во многом объясняющейся именно той системой ее управления, против которой эти люди сейчас протестуют.

Понятно, что многие из них, тем не менее, выходящие на Болотную и площадь Сахарова этого просто не понимают. Это простой случай, описанный еще дедушкой Крыловым в «Свинье под дубом». 
Есть более сложный вариант, когда человек, в принципе, осознает, что конкретная компания, в которой он сейчас работает, жизнеспособна исключительно из-за того, что ее реальный владелец генерал *** в случае настоящего, без дураков, крушения путинского режима, если и не сядет, то гигантских возможностей своих уж точно лишится. Но при этом наш «болотник» так уверен (скорее всего, ошибочно) в своей невероятной крутизне, благодаря которой легко найдет себе работу без особой потери для уровня и образа жизни.
Есть, наверняка, и те, кто в глубине души уверен, что все эти протесты все равно абсолютно точно ни к каким переменам не приведут. И можно и душу отвести на митинге, крича в адрес Путина обидные слова, и при этом быть уверенным, что с обеспеченной тем же Путиным благодатной стабильностью – по крайней мере из-за этих митингов – ничего не случится.

Гораздо интересней те, что идут на протестные мероприятия, прекрасно понимая, что если, действительно, произойдет большой бэмц, Путин слетит, ЕР из Думы вылетит, начнется реальная борьба с коррупцией, большие реорганизации того, что уже давным-давно созрело и перезрело для реорганизации, то с очень большой вероятностью ему придется на какое-то и, возможно, немаленькое время, проститься с теми возможностями и с тем качеством жизни, которое он имеет. На годы или, не дай бог, навсегда.  
Для этого даже не обязательно быть плохим специалистом. Большие перемены всегда приводят к слому привычной жизни, к существенным издержкам переходного периода на макро- и микро-уровне. 

Так что вот для этих «понимающих» пересиливает страх потери имеющегося спокойствия и благополучия?
Как-то в интервью Познеру Павел Лунгин на вопрос, существует ли загадочная русская душа и что это такое, сказал, что существует, и суть ее в сознательно иррациональном поведении.

В «Острове Крым» Аксенова, если кто помнит, ключевым сюжетом была борьба некоего Союза Общей Судьбы за объединение пухнущего от капиталистического процветания Крыма с брежневским СССР. Членами этого Союза были не какие-нибудь маргиналы-леваки, а зрелые состоявшиеся мужчины, дети «вр.эвакуантов» - ветеранов Врангелевской армии. В романе эти люди хорошо понимали, что в советском Крыму им места не будет. Но спокойно жировать, глядя, как за Перекопом их страна стоит в длиннохвостых очередях за колбасой, им почему-то было еще тошней. 
Я не великий любитель Аксенова, но эта выдуманная им история, по-моему, достаточно точно говорит о нашем национальном менталитете.
Если вдуматься в мотивацию членов аксеновского СОС, обескураженно понимаешь, что их самопожертвование никакого продуманного плана в себе, вообще-то, не содержит. Не надеются же они всерьез, что маленький Крым «изнутри» переродит огромный Советский Союз. Это такое «погибнем, пусть никому от этого сытнее (теплее, свободнее) не станет, зато хоть перед богом совестно не будет». 
Тут сразу куча литературных, религиозных, исторических прецедентов вспоминается. И первые русские святые (в чем, по большому счету подвиг Бориса и Глеба?), герои Достоевского, «сугубо страдать желающие». И декабристы, «красиво погибшие». Касательно последних гораздо важнее не столько даже факт самого бестолкового восстания, участники которого как будто с самого начала не власть собирались брать, а терновые венки примеряли, сколько последующий многолетний культ этих недотеп и неудачников в российском образованном обществе. 
  
С этой точки зрения, возможно к этой последней, пусть и не самой многочисленной категории «белоленточников» стоит присмотреться по пристальней.  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 39 comments