Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Хора

Ответ на загадку:
Это фреска из монастыря Хора в Константинополе (Кахрие Джами, Стамбул), начало XIV века.

Конкретно эта фреска мне кажется шедевром без всяких оговорок, впрочем, там есть и не хуже.
Конечно, следует оговориться, что смотреть их надо "живьем", постепенно приближаясь, замечать более мелкие детали, видеть, как меняется картина и впечатление от нее при малейшем изменении освещения.

Также оговорюсь, что я не историк культуры и не искусствовед. Это чисто субъективное мнение просто зрителя, дилетанта.
Не буду здесь пересказывать, что такое фрески Хоры, откуда они взялись в первый раз, и как произошло их воскрешение в прошлом веке. Скажу только о
Фрески Хоры для меня ответ на два утверждения:

на первое - о бесплодности Византии -
Простейшее соображение - если мы чего-то не видим, из этого не следует, что этого нет, и никогда не существовало. Фрески Кахрие Джами - это буквальный наглядный пример. Если бы Кахрие Джами в свое время достаточно случайным образом не решили сделать музеем, они бы так и лежали под штукатуркой, никому не видимые и неизвестные.
При этом мы не знаем, сколько еще фресок и мозаик скрыты от глаз под белыми стенами и простыми орнаментами десятков "джами" - бывших церквей и монастырей - Стамбула и Турции, Константинополя и Византии. Что еще осталось скрыто на стенах "недореставрированной" Святой Софии. Тем более мы не знаем, сколько фресок, мозаик и барельефов оказалось смыто и сколото до кирпича - из-за золотой фольги в основании смальты, или из соображений религиозного характера (пророк запретил изображения людей и животных). Впечатление от посещения церкви Паммакаристос, что недалеко от Хоры производит жуткое впечатление. В огромной часовне много-много квадратных метров голого кирпича и семь или восемь фрагментов прекрасных случайно сохранившихся фресок разного размера; и еще несколько осколков в Археологическом музее, и две мозаики в соборе Святого Георгия в Константинопольском патриархате. Также мы не знаем, сколько книг сгорело, сколько скульптур оказалось разбито. Да, до нас от погибшей цивилизации пришло немного, и, возможно, в этом вина ее носителей и защитников, не сохранивших ее для будущих поколений, но это не значит, что ее не было вовсе. 

на второе - об упреке в том, что в Византии не было своих Леонардо и Рафаэля -
Штука в том, что в то время, когда Византия еще что-то из себя представляла, Леонардо и Рафаэля не было и у самой Европы. Был Джотто, только осторожно нащупывавший те пути, по которым уже потом пошел с развернутыми знаменами Ренессанс. Но мне - повторюсь не искусствоведу - когда я смотрел фрески Хоры, показалось, что вот это новое, эти пути были видны и там. Просто у гибнущей цивилизации не хватило ни сил, ни времени раскрыть этот потенциал.
А жаль.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment