Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Categories:

Творческий метод Довлатова

Прочитал восторженный отзыв о фильме Говорухина "Конец прекрасной эпохи". Рецензент благодарил режиссера за то, что тот угрюмого и грузного Довлатова превратил в лощеного красавца. (Кстати, в фильме оригинальная фраза Эви "ты - копия Омар Шариф" заменена на "ты  - копия Грегори Пек" - почувствуйте разницу.)

Сразу вспомнил ощущение диссонанса, которое у меня было при просмотре фильма. Вроде бы все показано очень качественно, но только получается такая "Мона Лиза" без Моны Лизы. Задник вырисован идеально, только вместо центральной фигуры, ради которой, собственно, все и, какая-то дива с обожки глянцевого журнала со стандартной ухмылкой в тридцать два зуба.

Но я не обо всех отличиях книжного Довлатова от киношного Лентулдова, а об одной отсутствующей детали, правда, очень важной, на мой взгляд.
В самом начале фильма идет эпизод про роддом и четырехтысячного жителя Таллина. Когда я давным-давно читал этот эпизод в книжке у меня было впечатление, что важная фраза истории - слова Марины про Довлатова: "вечно без денег, вечно с похмелья". Там Довлатов с утра пьет джин - явно поправляется после вчерашнего. То есть, весь эпизод рассказывается человеком, восприятие которого сильно искажено тяжелым бодуном.

Тот, кто в этом состоянии хотя бы раз слушал новости по радио или по телевизору, был вынужден идти на работу и заниматься какими-то делами, должен помнить не оставляющее острое  ощущение окружающего душного и горячего абсурда. Логика искажена, причины и следствия пляшут перед глазами безо всякого порядка, люди с серьезным видом несут то блистательно невероятную ахинею, то удивительно наивную детсадовскую чушь, а проходящая мимо неряшливая пьяная с фингалом может вдруг что-нибудь скзазануть на ходу, в чем с изумленным ужасом узнаешь точную цитату из Монтеня. И так далее.

Творческий метод (не знаю уж как тут писать - в кавычках или без) Довлатова кроме прочего заключался в наложении с резонансом абсурда похмельного на абсурд советский. Повседневная абсурдистика позднесоветской жизни подавалась через восприятие сознания, отравленного продуктами разложения алкоголя,давая на выходе взрывной эффект.
Два абсурда как два зеркала смотрелись друг в друга, порождая завораживающую дурную бесконечность отражений

Собственно, в этом смысле смерть Довлатова от цирроза печени (по одной из версий) была неизбежной. Человек сгорел на работе.
Subscribe

  • Бан небесный

    Тут кто-то в FB (это важно!) помянул парадокс Ферми. У меня в ходе обсуждения родилось простое и логичное объяснение. Инопланетян во Вселенной -…

  • Верю всякому зверю

    Если верить таблице вот тут об официальном количестве заболевших ковидом, померших и излеченных по странам мира, то создается устойчивое…

  • Преступное сомнение

    В связи с баном RT читаю правила Правила Youtube "в отношении ложной медицинской информации о коронавирусной инфекции COVID-19". Вот такой пассаж:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments