Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Category:

Крушение Константинополя

Хочу рассказать об одном сне, который мне приснился на днях.
Поскольку некоторое время уже прошло, сновидения перепутались с фантазиями, последовавшими за осмыслением сна.
Так что, скорее это описание нескольких видений, во сне и наяву.

Итак, мне привиделось, будто я нахожусь в кинотеатре, где-то в центре зала. Свет уже погашен.
Зал не полон, но и не пуст. Свободных мест много, но больше занятых.
С началом фильма гул в зале затихает, и на экране появляется панорама огромного города времен позднего средневековья: со множеством торговых кораблей, стоящих вдоль пристани, большим восточным базаром, заполненным разноцветной толпой, с церквями и огромными дворцами знати.
Камера как бы невзначай приближается к одному из прекрасных дворцов, и становятся заметными слои грязи на давно не чищенных и не чиненых стенах, и останавливается на спрятавшейся в тени безобразной трещине в стене.
И в этот момент поперек вертикальной трещины появляется название фильма на неизвестном мне языке, смысл которого в соответствии со странной логикой сна я понимаю:
«Крушение Константинополя»
(именно, так, не «Падение», а крушение, как о корабле, налетевшем на скалы).
И крупными буквами:
«Сценарий Стивена Рансимена».
Из этой надписи я узнаю, что фильм посвящен последним дням Константинополя – его осаде и взятию турками в 1453 году.

Фильм явно снят с размахом. В кадре часто появляется большое количество статистов. Иногда в мелькающих лицах я узнаю то знаменитых артистов из России и из других стран, то своих знакомых из прошлого или нынешней жизни.
В фильме очень много важных ролей.
Я успеваю хорошо разглядеть и запомнить многих персонажей:
Неуместно напоминающего робокопа рыцаря Джустиниани в шлеме с постоянно опушенным забралом,
Неизменно презрительно-спокойного турецкого принца Орхана,
Неожиданно смахивающего на пожилого Шона Коннери, будущего патриарха Геннадия,
Нервно-холеричного молодого султана Мехмеда (похожего на УМНОГО д’Артаньяна),
Императора Константина, на морщинистом лице которого постоянно лежит печать глубокого страдания,
И многих других.

Я вижу (или вспоминаю?) не все повествование, а отдельные наиболее яркие моменты фильма:
Панику в городе в связи с приближением турецких войск,
Выстрел гигантской пушки Урбана по крепосной стене,
Первый штурм толпы башибузуков, покрывающей подходы к городским стенам, как скопище насекомых,
Прорыв союзной эскадры в Константинополь, ее бой с турецкими кораблями, и султана Мехмеда, страстно наблюдающего на битвой и в горячности въезжающего на коне в море,
Последний перед падением города крестный ход и падающую в грязь икону,
И толпу, видящую это и в беззвучном крике разинувшую рты.

В беззвучном крике, потому что фильм АБСОЛЮТНО БЕЗЗВУЧЕН.
Он полностью нем: персонажи ведут длинные страстные разговоры, кричат и ругаются, но не раздается ни единого звука.
Не слышно шагов, треска ломающихся мачт на кораблях и костей под ударами мечей, воплей умирающих, грохота пушечных выстрелов. Нет ни музыки, нет голоса за кадром. Ничего.

Откуда-то я знаю, что это не поломка киноаппарата, и не какой-то дефект пленки.
Фильм так и выпущен на экраны абсолютно немым.
Также я знаю, что и все остальные зрители в курсе, но тем не менее в какой-то момент, почему-то не вначале фильма, а ближе к его концу, зрители начинают что-то недовольно бурчать, и покидать зал. Сначала по одному или по двое, пригибаясь, и стараясь не мешать оставшимся. Затем уходящие сливаются в большой поток, они уже не стесняясь, ругают авторов и сетуют на без толку потраченное время.

В конце концов ряды передо мной становятся совершенно пустыми. Я не оборачиваюсь, и не знаю, есть ли кто-то на задних рядах. Создается впечатление, что теперь фильм показывают только для меня.

Между тем, дело на экране уже идет к развязке.
Император с искаженым ужасом лицом беззвучно умоляет смертельно раненого Джустиниани остаться на стене. Джустиниани истекает кровью, льющейся из нескольких ран, и просит своих людей вынести его с поля боя.
Уже открывается потаенная дверца в стене, через которую один за другим проходят сосредоточенные гвардейцы султана.
Мне страшно смотреть на то, что, как я знаю, неизбежнопроизойдет дальше. Мне хочется уйти, но какая-то сила заставляет меня сидеть на месте и не отворачиваться от экрана…

И я просыпаюсь.
Subscribe

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…

  • Несколько двусмысленно

    Из памятки на случай обыска: "После обыска следователь предложит вам подписать протокол. В протоколе важно указать на нарушения ваших прав,если они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

  • 40 лет

    "В отношении 122 иностранных граждан, являющихся участниками несанкционированных акций и протестов на территории Москвы, в соответствии с пунктом 1…

  • Вопрос к тем, кто сомневается

    Почему вы не верите, что готовился переворот в Белоруссии (в ФБ и ЖЖ множество ехидных реплик на этот счет)? Что именно в самой этой идее или…

  • Несколько двусмысленно

    Из памятки на случай обыска: "После обыска следователь предложит вам подписать протокол. В протоколе важно указать на нарушения ваших прав,если они…