Андроник (andronic) wrote,
Андроник
andronic

Category:

Любознательные харьковские школьники

Мир в опасности!




Может ли Юпитер стать звездой
8.09.2003 13:59 | Известия.RU


Вопрос не случайный: раньше ученые считали эту самую большую в нашей системе планету несостоявшимся светилом, поскольку она на 80% состоит из звездного горючего - водорода. Для термоядерной реакции Юпитеру не хватает "малости" - температуры 10 миллионов градусов. Проблему решил ученик 6-го класса в Малом университете при Харьковском национальном университете.

"А что, если зажечь звезду с помощью водородной бомбы?" - таким вопросом задался шестиклассник Володя Верозуб. Школьник составил уравнение, в котором увязал массу и радиус планеты, массу ядра водорода и температуру 10 миллионов градусов. Увы, расчеты показали, что звезду зажечь не удастся: если бы на Юпитере действительно началась термоядерная реакция, он бы просто взорвался. Эта планета может стать светилом, доказал шестиклассник, только в том случае, если при прежнем радиусе ее масса станет больше нынешней в 47 раз.

Харьковский школьник представил эту работу на итоговую конференцию Малого университета Центра довузовского образования, который начал работать при Харьковском национальном университете. "Младший брат" ХНУ объединяет около полутора тысяч любознательных детей разного возраста - от первоклассников до выпускников школ. В сборнике материалов конференции опубликованы тезисы докладов юных химиков, биологов, историков, программистов, психологов и филологов. Но больше всего было физиков.

- Александр Израилевич, сейчас все говорят об угасании интереса к физике во всем мире, а на итоговой конференции Малого университета как раз по физике было представлено больше всего работ. Среди участников есть даже третьеклассники. Не рано ли в таком возрасте изучать физику? - спрашиваю я руководителя университетской лаборатории методики преподавания физики в средней школе кандидата педагогических наук Александра Песина.

- Мы как раз специализируемся за занятиях физикой с малышами. Сотрудники лаборатории разработали специальную методику обучения ребят младшего школьного возраста и в соответствии с ней в 1998 году написали учебник для малышей "Азбука физики" под редакцией психолога, профессора ХНУ А.К. Дусавицкого. Любознательности и сообразительности малышам не занимать!

Что для ребенка самое интересное? Эксперимент. Физика без эксперимента, без наглядности - это не физика. А в нашей лаборатории есть все условия для занятий, в том числе не меньше двух десятков оригинальных разработок приборов и опытных устройств по механике, молекулярной физике, оптике, магнетизму, электричеству, которые сориентированы именно на детское восприятие. Ими можно было бы полностью укомплектовать школьный кабинет физики. Все они недорогие, простые в производстве, но очень эффективные.

Есть универсальный прибор "воздушный стол", который используется при изучении сразу нескольких разделов школьного курса физики: механики, молекулярной физики, магнетизма, атомной и ядерной физики. А наш прибор по геометрической оптике получил серебряную медаль на ВДНХ в Москве. Он очень прост по конструкции - источник света, различные линзы, гребенка, зеркало, но делает законы отражения света наглядными и понятными для ребенка.

- А когда появилась ваша необычная лаборатория?

- Четверть века назад физический факультет университета наряду с научно-производственным организовал педагогическое отделение. Часть выпускников пошла работать в школы, и через некоторое время в адрес университета посыпались замечания, что наши питомцы теоретически подготовлены, а вот поставить опыт в классе не могут. Тогда и была создана лаборатория, где будущие учителя осваивали тонкости методики и техники школьного физического опыта, экспериментального искусства учителя.

- Выпускаются ли приборы сейчас?

- Насколько я знаю, последние 10 лет на Украине, как и во многих других странах СНГ, оборудование для кабинетов физики не выпускается. В старых школах еще сохранились какие-то приборы советских времен, а в новых зачастую их вообще нет. Учителям и ученикам приходится довольствоваться рисунками или просто словесным объяснением опыта. Для оснащения украинских школ сейчас нужно около 20-25 тысяч комплектов различных приборов и устройств. Причем педагогический опыт показывает: чем проще физический прибор, чем меньше в нем деталей, тем лучше воспринимается сущность демонстрируемого явления. Дети чрезвычайно любят сами участвовать в эксперименте. Если опыт прошел через руки ребенка, он запомнит его на всю жизнь. В конце концов, физика - это обычные явления окружающего мира. Солнце светит, вода льется, ветер дует - это и есть физика.

- К сожалению, люди редко задумываются над физическим смыслом явлений окружающей природы, - высказал свое мнение участник итоговой конференции Малого университета ХНУ школьник Андрей Малыняк. - Для большинства на улице нет ничего такого, что было бы особо интересным, тем более с точки зрения физики. Но человек наблюдательный найдет массу примеров действия различных законов физики. И открыть для себя мир интереснейших вещей!

Действительно, наблюдательный Андрей заметил, что на морозе пустая пластиковая бутылка из-под минеральной воды с плотно завинченной пробкой принимает форму призмы с треугольным дном. Девятиклассница Вероника Пичугина показала, как можно распрямить скомканный лист бумаги, просто играя им в бадминтон. А третьеклассник Тимур Хрущев и пятиклассник Егор Коваль догадались, что нужно сделать, чтобы надутый воздушный шарик сам просочился внутрь обычной стеклянной банки, или, как говорят физики, туннелировал. Причем ребята объяснили все эти эффекты с точки зрения законов физики и описали с помощью формул. Все мы учили в школе физику. Но все ли смогут объяснить поведение шарика? Валентина ГАТАШ, Харьков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments